Наука и музыка совместимы

В жизни Антона Гейстера — и алгоритмы синтеза, и ритмы блюз-рока

Это на своем примере доказал студент 5-го курса БГУИР Антон Гейстер

Сегодня, пожалуй, все или почти все студенты, учась даже на дневном отделении, стремятся работать. Этим уже никого не удивишь. Ребята хотят стать самостоятельными, приобрести опыт работы и, конечно, заработать денег на собственные расходы, а то и родителям помочь. Но возможно ли совмещать все это плюс репетиции и гастроли с музыкальной группой, а также серьезно заниматься наукой? Студент 5-го курса БГУИР Антон ГЕЙСТЕР (на снимке) отвечает: «Да».

Мысли о том, кем он станет, когда вырастет, посещали молодого человека с детства. Вроде бы все как у всех. Вот только спектр его поиска был, возможно, шире, чем у других. Судья, военный, лингвист… Но когда пришло время поступать, решил выбрать техническую специальность и пошел в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. А со второго курса молодой человек увлекся исследованиями в области радио- и акустической локации. «Толчком к этому стало занятие отца наукой, и в частности радиолокацией», — признается он. Повезло и с научным руководителем, которым стал начальник кафедры радиотехнических систем БГУИР доктор технических наук профессор Игорь Малевич. В соавторстве и самостоятельно Антон Гейстер издал несколько статей в университетских и российских изданиях.

О своих исследованиях молодой человек говорит с увлечением: «Моя работа посвящена в основном созданию радиолокационных портретов. Это такая информация, которая позволяет опознавать определенные цели, что используется, в частности, в картографировании. По сравнению с оптическими радиолокационные способы имеют ряд преимуществ. Они не зависят от погодных условий, времени суток. Я занимаюсь разработкой алгоритмов обращенного синтеза апертуры антенны. Мои программы позволяют определять параметры объектов, а именно длину, ширину, для различных целей, будь то корабли, автомобили и прочее. Кроме того, мои работы обладают «изюминкой», поскольку помимо обычных параметров они позволяют определять изображение движущегося предмета, например, колеса автомобиля. Где могут применяться такие программы? И в гражданской, и в военной сферах. Например, могут помочь определить скорость движения машины. Скажем, сегодня службы ГАИ, если два автомобиля движутся близко друг к другу, не могут точно измерить скорость движения каждого из них. А мои алгоритмы могут в этом помочь. На данном этапе это компьютерные программы, но их достаточно легко облачить в «железо».

Такое рвение в науке не могло остаться незамеченным. В 2010 году Антон стал стипендиатом Фонда поддержки образования и науки им. Алферова, в 2012 году — лауреатом премии Национальной академии наук Беларуси имени В.Ф. Купревича для студентов. Впрочем, это не повод почивать на лаврах, убежден он: «Нужно работать не на премии, а на результат. Хотя, конечно, такая оценка очень приятна и дает возможность начинающему ученому заявить о себе». И планирует развивать свою научную тему в магистратуре, а затем в аспирантуре. После чего идти в прикладную науку.

Конечно, нагрузка у молодого человека большая. Но свободное время есть. И есть возможность заняться любимым хобби — музыкой. «Надо сказать, что в какой-то степени мои научные познания здесь помогают, — вот так неожиданно он находит точки соприкосновения науки и музыки. — Ведь сегодня вся музыка связана с использованием современного оборудования, в том числе звукозаписывающего. Так что я имею определенный бонус в понимании этих вещей. А с другой стороны музыка — это возможность на время сменить род деятельности, переключиться, отвлечься. Репетируем, даем концерты. Я гитарист, мы играем психоделический блюз-рок. Наша группа называется «Sang Sattawood». Сейчас мы готовим новый альбом, презентация которого пройдет в апреле. Конечно, я понимаю, что впоследствии нужно будет сделать выбор между музыкой и наукой, и я точно знаю, что выберу науку».

Говорят, что ничто в жизни не бывает зря и что новая жизнь зачастую, как мозаика, складывается из пазлов прошлого. Так, заглядывая в будущее, Антон признает: многие его хобби, увлечения и даже несбывшиеся мечты помогут в занятии прикладной наукой. Ведь сегодня, чтобы достичь высот в этой области, мало обладать талантом и работоспособностью. Современные реалии требуют хороших коммуникационных навыков, которые, кстати, развились у молодого человека благодаря занятиям музыкой. Поскольку сегодня это еще и немного менеджмент, и знание иностранных языков. С этим у Антона Гейстера тоже проблем нет. «Мне повезло, потому что меня интересовали языки, ведь я мечтал стать лингвистом, но передумал и не жалею об этом, — говорит он. — Я пришел в университет уже с хорошей языковой базой. Кроме того, мне повезло с преподавателем — Алиной Карлинской, благодаря чему эти знания усовершенствовал. Жаль только, что языковой курс был очень короткий. Помогает еще и то, что, занимаясь наукой, постоянно читаешь много технической литературы на английском языке».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter