Национальный учебник должен быть качественным
02.06.2006
Более тысячи экземпляров изданий, которые в настоящее время используются в учебном процессе на всех уровнях белорусской системы образования, были представлены на республиканской выставке-семинаре «Национальный учебник», которая прошла в Минске. Участие в ней приняли заместитель премьер-министра Беларуси Александр Косинец, министр образования Александр Радьков, представители Минобразования и других министерств, а также ряда учебных заведений.
Научить человека жить в насыщенной информационной среде, воспитать высоконравственную личность – вот главные задачи, которые ставит перед собой современная система образования. И самым главным источником знаний по-прежнему остается учебник. Его, по мнению Александра Косинца, ничто не может заменить. Но сегодня все острее встает вопрос создания собственного национального учебника, причем на всех этапах формирования личности: для базовой и средней школ, дошкольных учреждений, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений.
Главное требование, которое, по словам Александра Косинца, сегодня предъявляется к национальному учебнику, – высокое качество. Он должен нести максимум полезной информации, но в то же время быть лаконичным и четким. «Сегодня создаются учебники нового типа, — рассказал Александр Николаевич, — которые включают в себя теоретическую часть, практические навыки и умения, ситуационные задачи, тестовый контроль. А значит, обучающийся может познать все в комплексе и проконтролировать себя. Таким образом, фундаментальные науки должны быть ориентированы на прикладные. По такому принципу над учебниками работают во всем мире. И такие учебники создаются сегодня уже во многих наших высших учебных заведениях».
Не менее важно и создание альтернативного бумажному современного электронного учебника. Ставится задача в течение 2006—2007 годов обеспечить вузы и ссузы такими пособиями. Поставлена задача создания электронных библиотек, поскольку это облегчит доступ читателей, студентов к получению необходимой современной информации. Главной ее кузницей, по словам Александра Николаевича, должна стать Национальная библиотека, которая будет связана практически со всеми библиотеками мира, а значит, доступ к информации расширится.
Как отметил А. Косинец, создать хороший учебник – целая наука. В частности, для этого нужно готовить профессорско-преподавательский состав, владеющий навыками подготовки учебников. К этому должны быть готовы и издательства, поскольку учебник должен быть хорошо иллюстрирован и издан на хорошей бумаге, быть конкурентоспособным, чтобы не было необходимости покупать его за рубежом. «Таким образом, если национальный учебник попадет в каждый вуз, — подытожил Александр Косинец, — можно достичь экономии сотен миллиардов рублей». Вместе с тем, по его словам, возможность приобретения учебников как в странах СНГ, так и дальнего зарубежья, причем на различных языках, ни в коем случае не отрицается. Это необходимо для того, чтобы иметь полную информацию о процессах, происходящих в образовании в мире.
Однако сегодня ведется речь и о расширении экспорта белорусских образовательных услуг. На данный момент в Беларуси обучаются 2,5 тысячи иностранных граждан. «Мы ставим задачу перед Министерством образования в обязательном порядке в течение 5 лет увеличить их количество приблизительно в 10 раз, — рассказал заместитель премьер-министра. — Необходимая материально-техническая база для этого есть».
Также ставится задача издания учебной литературы на иностранных языках. И эта работа, по словам Александра Косинца, ведется. Многие вузы, где обучаются иностранные студенты, издают такую учебную литературу как на бумажных, так и электронных носителях на английском языке. «Тем самым, — убежден он, — мы делаем привлекательной отечественную систему образования. Более того, должен быть налажен и экспорт нашей учебной литературы, что сегодня и происходит».
Говоря о современном национальном учебнике, Александр Косинец также отметил, что он должен создаваться под заказ, чтобы быть востребованным. «Учебник не должен пылиться на учебных полках, — считает он. – Кроме того, должна быть и оперативность, ведь сегодня наука идет семимильными шагами. Следовательно, учебники должны меняться или обновляться каждые пять лет. Иначе мы не сможем воспитать высококлассного специалиста, способного производить конкурентоспособную продукцию».