Национальный учебник должен быть качественным

Более тысячи изданий, которые используются в белорусской системе образования, были представлены на выставке-семинаре «Национальный учебник» в Минске

Более тысячи экземпляров изданий, которые в настоящее время используются в учебном процессе на всех уровнях белорусской системы образования, были представлены на республиканской выставке-семинаре «Национальный учебник», которая прошла в Минске. Участие в ней приняли заместитель премьер-министра Беларуси Александр Косинец, министр образования Александр Радьков, представители Минобразования и других министерств, а также ряда учебных заведений.

Научить человека жить в насыщенной информационной среде, воспитать высоконравственную личность – вот главные задачи, которые ставит перед собой современная система образования. И самым главным источником знаний по-прежнему остается учебник. Его, по мнению Александра Косинца, ничто не может заменить. Но сегодня все острее встает вопрос создания собственного национального учебника, причем на всех этапах формирования личности: для базовой и средней школ, дошкольных учреждений, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений. 

Главное требование, которое, по словам Александра Косинца, сегодня предъявляется к национальному учебнику, – высокое качество. Он должен нести максимум полезной информации, но в то же время быть лаконичным и четким. «Сегодня создаются учебники нового типа, — рассказал Александр Николаевич, — которые включают в себя теоретическую часть, практические навыки и умения, ситуационные задачи, тестовый контроль. А значит, обучающийся может познать все в комплексе и проконтролировать себя. Таким образом, фундаментальные науки должны быть ориентированы на прикладные. По такому принципу над учебниками работают во всем мире. И такие учебники создаются сегодня уже во многих наших высших учебных заведениях». 

Не менее важно и создание альтернативного бумажному современного электронного учебника. Ставится задача в течение 2006—2007 годов обеспечить вузы и ссузы такими пособиями. Поставлена задача создания электронных библиотек, поскольку это облегчит доступ читателей, студентов к получению необходимой современной информации. Главной ее кузницей, по словам Александра Николаевича,  должна стать Национальная библиотека, которая будет связана практически со всеми библиотеками мира, а значит, доступ к информации расширится. 

Как отметил А. Косинец, создать хороший учебник – целая наука. В частности, для этого нужно готовить профессорско-преподавательский состав, владеющий навыками подготовки учебников. К этому должны быть готовы и издательства, поскольку учебник должен быть хорошо иллюстрирован и издан на хорошей бумаге, быть конкурентоспособным, чтобы не было необходимости покупать его за рубежом. «Таким образом, если национальный учебник попадет в каждый вуз, — подытожил Александр Косинец, — можно достичь экономии сотен миллиардов рублей». Вместе с тем, по его словам, возможность приобретения учебников как в странах СНГ, так и дальнего зарубежья, причем на различных языках, ни в коем случае не отрицается. Это необходимо для того, чтобы иметь полную информацию о процессах, происходящих в образовании в мире. 

Однако сегодня ведется речь и о расширении экспорта белорусских образовательных услуг. На данный момент в Беларуси обучаются 2,5 тысячи иностранных граждан. «Мы ставим задачу перед Министерством образования в обязательном порядке в течение 5 лет увеличить их количество приблизительно в 10 раз, — рассказал заместитель премьер-министра. — Необходимая материально-техническая база для этого есть». 

Также ставится задача издания учебной литературы на иностранных языках. И эта работа, по словам Александра Косинца, ведется. Многие вузы, где обучаются иностранные студенты, издают такую учебную литературу как на бумажных, так и электронных носителях на английском языке. «Тем самым, — убежден он, — мы делаем привлекательной отечественную систему образования. Более того, должен быть налажен и экспорт нашей учебной литературы, что сегодня и происходит». 

Говоря о современном национальном учебнике, Александр Косинец также отметил, что он должен создаваться под заказ, чтобы быть востребованным. «Учебник не должен пылиться на учебных полках,  — считает он. – Кроме того, должна быть и оперативность, ведь сегодня наука идет семимильными шагами. Следовательно, учебники должны меняться или обновляться каждые пять лет. Иначе мы не сможем воспитать высококлассного специалиста, способного производить конкурентоспособную продукцию». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter