Какая белорусская продукция пользуется спросом в Европе

Национальной молкомпании все нет, а «прицеп с бидонами» и поныне там

ИНТЕРЕСНУЮ картинку недавно наблюдал на международной выставке «Продэкспо» в Минске. Представитель одной известной западной молочной компании во время кофе-паузы взял глазированный сырок. Повертел его в руках, осторожно надкусил. Любопытство сменилось восторгом. Такая вполне оправданная реакция на продукцию одного из известных отечественных производителей. Из не лучшего по европейским меркам сырья в республике удается производить отличную молочную продукцию. 

В странах Евросоюза на молокозаводах перерабатывается исключительно сорт класса «экстра». У нас же большую часть составляет высший и первый сорт. Но у белорусской «молочки» есть важное конкурентное преимущество. Поставляемые на экспорт продукты в большинстве своем производятся из цельного молока, без добавок. Только надо суметь использовать несомненную выгоду.

Пока же устойчивым спросом в Европе пользуется только отечественный казеин. Он находит широкое применение в пищевых и технических целях. Затраты на производство сравнительно низкие, а цена высокая. До десяти евро за килограмм. Основные потребители — Польша, Нидерланды, Германия. 

А вот с молоком и сырами наши производители заняли в основном российские прилавки. Более 90 процентов экспорта традиционно направляется основному торговому партнеру.

Говорят, под лежачий камень вода не течет. Отечественные переработчики, пусть не всегда удачно, но все же ищут новые рынки сбыта. Сейчас продукция уходит больше чем в 50 стран мира. Прочное место она заняла в Венесуэле. Сухая сыворотка продается в Китай, наши продовольственные товары присутствуют даже в Объединенных Арабских Эмиратах. 

После нескольких лет инспекций и проверок белорусское молоко наконец-то получило возможность заявить о себе и в Европейском союзе. Постоянный комитет ЕС по пищевой цепи и здоровью животных разрешил поставки четырем компаниям. Экспортные лицензии предоставлены Верхнедвинскому маслосыродельному заводу, СП «Санта Бремор», Березовскому сыродельному комбинату и ОАО «Савушкин продукт».

Правда, на пути наших сыров и творогов в Европу встают высокие пошлины и жесткие требования к производственному процессу. Такой фактор, как экономические барьеры, нельзя недооценивать. Если килограмм нашей продукции стоит примерно 4,5 евро, то в ЕС с учетом пошлины эта сумма возрастет до 6—7 евро.

С другой стороны, само наличие европейского сертификата открывает для компаний принципиально новые возможности для работы со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Это весьма важно в целях диверсификации экспорта. 

Но есть и другие нюансы. Полностью согласен со словами директора Березовского сыродельного комбината Владимира Попени. Выход на новый рынок — дело не одного дня и месяца. В этом работники предприятия убедились на своем опыте, когда организовывали поставки сухой молочной сыворотки в Нидерланды. Нужно изучить рынок, его потребности, найти партнера, через которого будешь работать. В идеале необходимо фасовать продукцию в упаковку современного дизайна, оформленную на английском языке. А на это требуются время и, конечно, ресурсы.

Пока же в наличии — отсутствие скоординированных действий в поставках, использовании инвестиций. Парадокс еще и в том, что все предприятия соревнуются за увеличение валютной выручки, стремясь выйти на рынок самостоятельно. Цельной маркетинговой стратегии в масштабе республики как не было, так и нет. По идее, этим и должна заниматься национальная молочная компания. Вокруг нее сломано немало копий, но прицеп с бидонами и поныне там. 

И дело не в том, что выращенное и собранное не успевают переработать. А в том, что конечный продукт мы не умеем продавать. Это раньше в условиях дефицита рынок все «проглатывал». Сейчас иначе. Экономические законы действуют в аграрном секторе точно так же, как и в других сферах экономики. 

Ситуацию надо заранее прогнозировать. Соответственно контролировать направление усилий, инвестирование. То есть нужен эффективный маркетинг по всем направлениям.

Нашим аграриям и переработчикам уже давно пора осваивать рыночные инструменты. Тогда «молочные», «мясные» и прочие кризисы будут им не страшны. А покупатели на качественный продукт всегда найдутся. Даже в Африке…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter