Какие решения готовит новый саммит НАТО

Натовский бутерброд

Станет ли Вильнюс началом войны? Какие решения готовит новый саммит НАТО

Войдет — не войдет? Дадут — не дадут? Именно такими вопросами чаще всего задается мировая пресса, оценивая потенциальную повестку и решения предстоящего саммита НАТО, который должен пройти в Вильнюсе уже менее чем через две недели, 11 — 12 июля.
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:

— Сегодня мы отчетливо видим новую волну расширения НАТО и беспрецедентное наращивание потенциала стран — членов альянса в регионе, в том числе в непосредственной близости от наших границ… Практически ежедневно органы пограничной службы фиксируют различного рода провокации на государственной границе, исходящие от стран‑соседей, — от подбрасывания трупов до преднамеренных залетов беспилотных летательных аппаратов на территорию Беларуси. Одновременно продолжается возведение стен и различного рода заграждений на границе, ее фортификационное оборудование, минирование с украинской стороны.

На церемонии вручения генеральских погон высшему офицерскому составу, 27 июня 2023 года.

Входит? — Не входит!

Войдет или нет — это, разумеется, об Украине, политическая элита которой все еще лелеет влажные мечты как можно скорее сделать свою страну членом Североатлантического альянса. Уже 31 год представители официального Киева периодически стучатся в двери НАТО (а в последнее время даже в окошко нетерпеливо заглядывают да входящих‑выходящих за рукава хватают со слезными просьбами из разряда «дяденька, дайте попить, а то так есть хочется, что переночевать негде»).
Западные «друзья» такие желания украинских «козакив» вроде как одобряют и приветствуют, однако прямого ответа не дают. Держат на крючке, периодически подкидывая сладкую морковку: то в виде «Индивидуального плана партнерства с НАТО» (как в 2002‑м), то в форме «Ускоренного диалога» (2005‑й), то обещаниями принять, «когда будете соответствовать предъявляемым требованиям» (2008‑й).
После государственного переворота в 2014‑м новые постмайданные власти «незалежной» даже целый ряд законов приняли, где закреплялось стремление стать членом альянса, в Конституции это прописали в качестве стратегического курса (2019‑й). Но воз и ныне там…

И грядущее мероприятие в литовской столице никаких надежд не дает. «На саммите в Вильнюсе мы намерены подвести Украину ближе к альянсу, создать совет Украина — НАТО, обеспечить многолетнюю программу военных поставок для Украины», — с такими заявлениями выступил 19 июня генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. То есть оружие, возможно, дадим, деньжат, наверное, подкинем, но вот в натовский уютный домик, извините, не пустим! А все проклятая 5‑я статья Устава стран Североатлантического договора о коллективной защите!

Пока украинско‑российский конфликт не завершен мирным договором, никто из членов альянса не захочет впрягаться за киевский режим и добровольно вступать в войну с крупнейшей ядерной державой.
Поэтому, скорее всего, Зеленский в Вильнюсе получит очередную замануху в виде «ускоренной процедуры вступления», но «потом, когда войну закончите». Так что не войдет.

До зубов: кто и чем вооружает Украину?

Вот оружием помочь — другое дело! Это про «дадут — не дадут». Хотя и тут не без нюансов. Сразу после начала специальной военной операции (СВО) западные политики наперебой стали делать громкие заявления, обещая буквально засыпать Украину новейшим натовским оружием для защиты от «агрессора». Однако реальность оказалась немного иной. Оружие пришло не сразу, решения о его выделении согласовывались‑пересогласовывались многократно, бюрократическая машина в Брюсселе изрядно подтормаживала процесс. Да и с качеством не все так гладко.

За прошлый год по сусекам натовских арсеналов наскребли в первую очередь остатки запасов еще с советских времен. Действительные члены альянса с радостью избавлялись от морально (а часто и физически) устаревшей техники и боеприпасов с истекающими сроками годности, выторговав себе при этом гарантии пополнения собственных складов новейшими образцами натовского военпрома.

По сообщениям агентства Bloomberg, только к началу 2023 года Украине «скормили» свыше 400 советских танков и около 300 БМП, около 20 штурмовых самолетов Су‑25 и более 30 вертолетов из арсеналов Польши, Чехии, Словении, Румынии и других бывших членов Варшавского Договора.

Оттуда же шло пополнение боеприпасов (снарядов, патронов, ракет советского производства). Разумеется, точные цифры никто не озвучивает (война же, секретность, понимать надо!). Однако интенсивность боев позволяет предположить, что расход весьма существенный. Так, по мнению Президента России Владимира Путина, Украина использует до 5 тысяч снарядов ежедневно! А генсек НАТО Столтенберг чуть ранее оценивал расход тяжелых боеприпасов для ВСУ в промежутке от 4 до 7 тысяч в день.
Месячное же производство боеприпасов во всех странах НАТО доблестные украинские вояки тратят за неделю. Невеселая математика…

Военные игры

Разумеется, при таких темпах старые запасы заканчиваются быстро. А вот новые боеприпасы для вооружений советского образца взять неоткуда, производство‑то на территории России сосредоточено. Поэтому волей‑неволей НАТО вынуждено было для поддержки Украины начать поставки собственной техники (танков, артиллерии, противотанковых, противовоздушных и иных систем и т.д.), снабжать которую можно боеприпасами собственного производства. Но ряд стран делали это неохотно.
Например, Германия до последнего тянула с отправкой на украинский фронт своих хваленых танков «Леопард», и, как оказалось, не зря! Фото и видео с горящими немецкими машинами в июне этого года обрушили стоимость акций компании‑производителя на более чем 11 процентов.
Еще зимой нынешнего года об отправке в зону СВО американских танков «Абрамс» заявлял Джо Байден. Однако пока на полях сражений данной техники замечено не было. По уверениям американских политиков и генералов, танки прибудут не раньше осени. И всего 31 штука. А до этого еще надо обучить до 200 украинских танкистов, техника ведь сложная. Вот только есть опасение, что гореть эта сложная техника будет очень даже просто. Так же, как и ранее распиаренные системы залпового огня HIMARS.
Безусловно, наличие современной западной техники значительно усиливает украинские войска. Однако о коренном переломе и близкой (да и дальней) победе речь не идет. Это подтверждает то ли уже захлебнувшееся, то ли еще не начавшееся контрнаступление ВСУ.
Ни взорванная дамба Каховской ГЭС, ни неудавшееся взбрыкивание ЧВК «Вагнер» (которое, по мысли западных стратегов, должно было разрушить фронт) существенно не изменили ситуацию на поле боя. Поэтому политическое руководство Украины ищет любые резервы и помощь. Например, пытается решить вопрос с катастрофической нехваткой авиации, выпрашивая у стран НАТО старые F‑16, и даже делало подкаты к бразильской компании Embraer, пытаясь сторговать штурмовик A‑29 Super Tucano. Но что‑то не срослось (Бразилия все‑таки член БРИКС, вместе с Россией, да и свободных наличных у пана атамана Зеленского немного).
Так что нет и свободы в украинском небе, нет и намеков на скорую (или хоть какую) победу.

Золотой запас как топливо войны

Кстати, о наличных, о золотом запасе. Это тоже будет одной из тем предстоящего саммита в Вильнюсе. Как известно, еще прежний американский президент Дональд Трамп добивался, чтобы европейские союзники по НАТО взяли на себя в полном объеме бремя финансовых расходов и увеличили свои траты на оборону до 2 процентов от своего ВВП.

Увы, уж Трампа нет в Белом доме, а из 30 государств Североатлантического альянса лишь семь уложились или превысили данную норму: Греция (3,54 процента), США (3,46), Литва (2,47), Польша (2,42), Великобритания (2,16), Эстония (2,12), Латвия (2,07). Как видим, три крупнейшие экономики Европы — Германия, Франция и Италия — в списке отсутствуют. Не торопится и Турция, несмотря на значительную величину своего военного потенциала.
Поэтому генсек НАТО Столтенберг сделал накануне саммита громкое заявление: «Мы должны продолжать инвестиции в собственную безопасность. На встрече в верхах в столице Литвы мы договоримся о более амбициозных инвестициях в оборону, чтобы 2 процента ВВП были полом, а не потолком».
Мечтать, конечно, не возбраняется. Однако потянут ли столь масштабные расходы члены альянса, особенно учитывая взрывной рост цен на энергоносители и инфляцию, возникшие из‑за ими же самими введенных санкций? Тут не об увеличении расходов, а об их сокращении впору задуматься. Особенно на фоне все разрастающихся социальных выступлений в Европе (то французы из‑за пенсионной реформы поскандалят, то польские фермеры из‑за украинского хлебушка протестовать начнут, да мало ли!).

Ядерная проблема

Тем более что все попытки решить вопрос и достать победу конвенциональными вооружениями упираются в одно маленькое, но большое «но» — ядерную безопасность. Как раз о причинах этого хорошо и емко сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко во вторник, вручая погоны новым генералам.
Загоняя Россию и Беларусь в угол своим неуемным аппетитом по бесконтрольному расширению НАТО, провоцируя на ответные действия откровенными угрозами и провокациями, страны альянса теперь имеют в качестве головной боли приостановку участия России в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), размещение тактического ядерного оружия у самых своих границ, в Беларуси, а также активное использование Россией в качестве носителей ядерных зарядов новейших гиперзвуковых ракет.

И виноваты в этом исключительно они сами! А теперь вот на саммите в Вильнюсе будут думать, как быть и что делать.

А тут еще один серьезный противник на горизонте — Китай! Европейцам, возможно, и не хотелось бы с Поднебесной отношения обострять, да «Биг Босс» требует! КНР в концепции Вашингтона — главный враг, и для противодействия ему подтягивают американские политики в литовскую столицу японцев, южнокорейцев, новозеландцев да австралийцев. Явно будут сколачивать азиатское НАТО. Насколько страны альянса потянут разжигание конфликта еще и в Юго‑Восточной Азии и зачем это надо самим странам региона — тоже вопрос большой. Однако машину по раскачиванию мира уже, похоже, не остановить.
Так что саммит в Вильнюсе по накалу своих заявлений и решений будет весьма милитаристским даже по меркам военной организации. А вот хватит ли сил для развязываемой войны на два фронта? Многозначительно промолчим…
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter