НАТО в ливийском «зеркале».

В последнее время по интернету гуляет множество фотографий оружия ливийских повстанцев – удивительных образцов типа башни бронетранспортера, установленной на джипе, или совершенно фантастической самодельной системы залпового огня, сваренной буквально «на коленке».

Надо сказать, что если люди уже 4 месяца мастерят такие чудеса, а потом ими воюют, значит, сражаются они за идею. И уже поэтому заслуживают уважения. И второй вывод – натовцы не оказывают своим никакой реальной поддержки ни оружием, ни деньгами. Повстанцы в отчаянии: они всерьез думали, что НАТО – это могучий военный блок.
Между тем у самих натовцев начались серьезные проблемы. Например, 6 датских истребителей F-16, которые эта страна выделила для операции, добившись в Ливии неизвестно каких успехов, умудрились истратить в этой стране весь запас бомб ВВС Дании. Теперь датчане просят поделиться бомбами Голландию, ведь голландские ВВС осуществляют лишь «патрулирование» над Ливией, хотя та уже три месяца как не имеет авиации. Норвегия же сокращает свою «группировку» с 6 F-16 до 4, а к
1 августа выведет и их, поскольку она маленькая страна и не может так долго воевать (такое официальное объяснение дал норвежский министр обороны).
Если бы европейские страны альянса задействовали хотя бы четверть того потенциала, который они имеют на бумаге, ливийская кампания закончилась бы максимум за месяц. Но она длится уже 4 месяца и конца ей не видно.
В связи с этим высказался уходящий в отставку министр обороны США Роберт Гейтс (отставка всегда способствует откровенности). Он заявил, что НАТО стоит на пороге краха, скаредность и недостаток политической воли руководства блока могут ускорить его распад. Гейтс отметил, что военные операции в Афганистане и Ливии выявили слабость НАТО. Несмотря на то что формально альянс располагает более чем
2 миллионами военнослужащих, содержание 45 тыс. солдат и необходимой боевой и транспортной техники в Афганистане является для блока серьезной проблемой. Поэтому «Конгресс США может потерять терпение и не будет больше тратить американские деньги на финансирование тех, кто не может и не хочет должным образом участвовать в обеспечении коллективной безопасности». Гейтс заметил в своем выступлении, что только 5 стран НАТО из 28 тратят на оборону положенные 2 процента ВВП (причем одна из этих пяти – Албания).
Видимо, принцип коллективной обороны в НАТО как-то незаметно перерос в принцип коллективной безответственности. Собственный вклад в оборону не хочет вносить никто. Все надеются на других, сокращая собственные ВС. При этом забывая, что никаких специальных отдельных «ВС НАТО» не существует. ВС НАТО – это сумма ВС его членов. Чем меньше каждое слагаемое, тем меньше сумма. В итоге все надежды возлагаются на США, и если они вдруг отказываются воевать, происходит полный позор.
Как замечательно написал политический аналитик в администрации Рейгана Дуглас Бэндоу, «французы и британцы, настойчиво проталкивавшие эту войну, полагали, что придут добрые Штаты и сделают всю работу за них. Никакого «плана В» не существовало. «Каддафи должен уйти. Каддафи должен уйти, Каддафи уйдет», – повторяют чиновники НАТО. Эта мантра стала их надеждой, мечтой и молитвой. ...Если уж за три месяца самая сильная коалиция в человеческой истории не смогла даже понять, как свергнуть Муамара Каддафи, то эти люди не могут рассматриваться серьезно. И чем дольше тянется конфликт, тем более глупо (если не безумно) выглядят члены альянса».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter