ЕС больше не надеется только на Североатлантический альянс и разрабатывает собственную систему безопасности

НАТО раскалывается?

Аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай отмечает, что в первой оборонной концепции ЕС на следующее десятилетие закреплены приоритетные направления развития военного потенциала стран сообщества.

discover24.ru

Куда выведет компас

Главы государств и правительств Евросоюза приняли «Стратегический компас» — концептуальный документ по развитию системы европейской безопасности и обороны. В дальнейшем — к 2025 году — им предусмотрено создание сил быстрого развертывания ЕС (это сухопутный, морской и воздушный компоненты — до пяти тысяч военнослужащих). 

Как пишет испанская газета El Mundo, этот военный контингент будет уполномочен решать кризисные ситуации в Европе. Создание подобных военных сил рассматривалось годом ранее. Поэтому «Стратегический компас», отмечают эксперты, не надо воспринимать как реакцию Брюсселя на проведение Россией специальной военной операции в Украине. 

Евросоюз, по мнению Жозепа Борреля — верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, — выбрал ключевое направление на создание возможностей по самостоятельному ведению военных операций без поддержки США и НАТО. При этом, уверен политик, оборонная концепция ЕС не будет противоречить планам Североатлантического альянса. 

Взаимодействие стран — членов ЕС в военной сфере существует не первый год: проводятся совместные учения, осуществляется военное планирование, разработка и производство вооружений и военной техники. Среди проблем — приоритеты в оценках вызовов и угроз, национальные юридические ограничения, разные уровни развития и оснащенности вооруженных сил стран ЕС, невысокие отчисления на оборону (1,5 процента от ВВП).

Евросоюз и англосаксонское доминирование

Об организации единой армии в Брюсселе еще не говорят, но милитаризация союза очевидна. ЕС наращивает военные активы и создает структуры для оперативного реагирования, позволяющие проводить автономные военные операции, в том числе за пределами Европы.

Принятие Евросоюзом «Стратегического компаса», уверен Андрей Чернобай, позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего, ЕС взял на себя гораздо больше ответственности за собственную безопасность, расширится также спектр оборонных задач, которые Евросоюз сможет решать вне блока НАТО.

Такие страны, как Швеция и Финляндия, не входящие в НАТО, с принятием «Стратегического компаса», возможно, будут более масштабно задействованы в военной европейской системе. 

К тому же Франция становится главным обладателем ядерного оружия в новом формате евробезопасности (после «развода» Соединенного Королевства с Евросоюзом). Таким образом, Париж выходит на лидирующую роль в оборонной европолитике, и не только из-за нынешнего председательства в Совете ЕС. Здесь возможен конфликт интересов между Францией и США с Великобританией как ядерными державами. Достаточно вспомнить прошлогоднее противостояние Парижа и Вашингтона, когда глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан назвал решение Австралии расторгнуть с его страной контракт на строительство подлодок ударом в спину и потребовал разъяснений у Белого дома, который, по сути, перехватил эту сделку. Тогда стороны едва удалось помирить. 

Желание ЕС выстроить собственную военную политику всегда вызывало неоднозначную реакцию Соединенных Штатов. Америка занимает главенствующую роль в Североатлантическом альянсе. Возложив на себя основное финансовое бремя в НАТО, Вашингтон рассматривает другие государства лишь в качестве исполнителей его воли. Любая военная автономия Евросоюза, считает Андрей Чернобай, неизбежно приведет к снижению американских лидерских позиций, а также переориентирует европейские армии для решения задач, не всегда являющихся приоритетными для США.

Контракты в прицеле

Реализуемые в ЕС инициативы по совместной разработке и производству вооружения и военной техники угрожают интересам корпораций Соединенных Штатов, не желающих потерять даже часть прибыльного европейского рынка. Именно поэтому Вашингтон периодически критикует военно-технические проекты Брюсселя, требует упрощения участия в них американских производителей. И это притом что американцы получают 80 процентов международных военных контрактов в Европе.
Несмотря на военное присутствие в Европе, Соединенные Штаты могут со временем потерять не только лидерство на этом континенте, но и лишиться права голоса при принятии некоторых важных решений в области европейской безопасности
savostenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter