Ведущая Наталья Тарасюк не ищет на телевидении легких путей

Наталья Тарасюк: «Сферы моей компетенции — экономика и геополитика»

Когда попадаю в эфире «Наших новостей» на репортажи журналиста Натальи Тарасюк, знаю, что вечер перестанет быть томным: Наталья устроит мозговой штурм, разберет любую тему по косточкам, представит весь срез проблемы, широкую панораму мнений экспертов и профессионалов. Свое взвешенное мнение Тарасюк регулярно озвучивает в популярных рубриках ОНТ «Будет дополнено» и «Ближе к делу». Всегда лаконично и по существу, без лишних эмоций. 



— Наталья, как в вашей жизни появилась журналистика? 

— В телевизионном эфире и информационном вещании я уже десять лет. В кадре и за кадром. Такое будущее предрекали родители. Ведь детские мечты о голубом экране я воплощала в прогнозе погоды на фоне настенного ковра с цветочными узорами. Ораторские способности подтверждала первыми местами на конкурсах чтецов в школе. Вела концерты в университете и на концертных площадках города. Организаторские и коммуникативные качества демонстрировала в качестве председателя совета старост и клуба юных журналистов. Курсы телеведущих и красный диплом экономиста‑менеджера — все это в конечном итоге и привело меня на третьем курсе вуза на телевидение. Но так сложилось, что сферами моей особой компетенции стали экономика и геополитика. 
«Главный принцип моей работы — вникать в то, о чем я пишу и что снимаю, слушать и слышать героев своих репортажей. И я, наверное, недооценивала до определенного момента силу обратной связи со зрителями. Когда люди сами находят тебя, журналиста, чтобы рассказать свою историю. Поддержка и внимание руководства телеканала ОНТ — это тоже очень мотивирует и вдохновляет. Своим профессиональным девизом я бы назвала следующий — «Дело стоит труда». И я чувствую, что даже за десять лет работы в кадре и за кадром эта внутренняя мотивация и установка не изменились. Значит, телевидение — это мое призвание!»
— Наташа, хочу спросить у вас как у эксперта. Кибермошенники неустанно изобретают новые формулы афер и махинаций. Каждый день мы читаем истории на эту тему. Что бы вы посоветовали нашим читателям, особенно пожилым, как не попасться на их удочку? 

— Тема, без сомнения, болезненная. В выпусках программы «Ближе к делу» не единожды ее поднимала. Свои советы также давали эксперты в области кибербезопасности. На мой взгляд, самое парадоксальное в этой неприятной ситуации, что люди рассказывают свои данные незнакомцам в большей степени не по причине недостатка финансовой грамотности, а из‑за открытости, искренности, добродушия. Они просто не могут представить, что кто‑то намеревается их обмануть и снять деньги с платежной карты. Многие поддаются психологическим уловкам, методам социальной инженерии. 

— Сложному языку терминов сценаристы обычно ищут свой яркий визуальный и лексический эквивалент, что мы видели, например, в картине «Игра на понижение», посвященной жизни на Уолл‑стрит. Должен ли это делать экономический обозреватель, избегая в тексте сложных оборотов, предлагая свой вариант?

— Знаете, намеренно упрощать все термины и формулировки не всегда верный подход, я считаю. Исхожу из того, что современный телезритель — человек образованный и интересующийся. И если он, услышав какое‑то незнакомое слово, экономический термин, посмотрит затем его значение в словаре или интернете, в этом нет чего‑то сверхъестественного. Многие из моих репортажей были посвящены медицине. Онкологии, трансплантологии, травматологии. Героями была, к примеру, семейная пара. Супруга согласилась лишиться одной почки, чтобы у мужа появился шанс на выздоровление. Или девушка, отдавшая костный мозг незнакомому мальчику. Такие поступки меня всегда очень восторгали. Искренне восхищаюсь подобными людьми. И особенно тем, что они готовы поделиться сокровенным с телеаудиторией. Мой коллега как‑то сказал, что, услышав в сюжете слово «дженерики», заинтересовался. И прочел дополнительно об этом. Если твой репортаж, твои слова заставили человека задуматься, что‑то прочесть, найти больше информации — это хорошо. Значит, ему стало интересно. Это плюс журналисту. 

— Наталья, не страшит ли вас саму скорость нынешнего технического и информационного прогресса? Успевает ли человек к ней адаптироваться? 

— В одном из выпусков «Ближе к делу» шла речь об оплате покупок с помощью биометрии. И в комментариях на видеоплатформе разгорелась эмоциональная дискуссия. Кто‑то приветствует технологический прогресс, воспринимает подобные новшества как полезные, нужные, способные сэкономить время потребителя. Часть аудитории с настороженностью относится к новинкам. Лично я считаю, что в этом больше преимуществ для современного человека, подобное неизбежно, учитывая силу человеческой мысли. Приведу пример. Вместе с коллегами на текущей неделе готовили сюжет, посвященный Дню космонавтики и развитию космической отрасли в Беларуси. В этот день на новостных порталах появилась запись поздравления Юрия Гагарина с первой годовщиной полета в космос. Это пленка 1962 года. Ее отреставрировали, восстановили звук и раскрасили с помощью нейронных сетей. Я почитала об этом. Оказывается, задолго до появления человека в космосе ученые занимались разработкой этой технологии — в 40‑х годах прошлого века. Но алгоритмы, позволяющие раскрасить картинку и сделать ее органичной, появились гораздо позже, уже в XXI веке. Благодаря научной мысли, прогрессу увидели цветное изображение первого космонавта, услышали его. Как оказалось, у большинства моих близких было на слуху только легендарное «Поехали!». 
«Телевидению не нужно конкурировать с диджитал. Да, те же социальные сети начинают производить свой контент, снимать сериалы, формируют собственные информационные площадки. Но телевидение было, есть и будет. И всегда найдется зритель». 
— У вас нет ощущения, что все меньше места остается для размышлений, внутренней духовной работы человека. Как говорить себе иногда «стоп», находить время для психологической и эмоциональной перезагрузки? Как вы отдыхаете?

— Играю на фортепиано. Стараюсь чаще ходить в ­тренажерный зал и бассейн. Люблю путешествовать. Хорошо, что у меня была такая возможность до пандемии. Я побывала в 17 странах, объездила и Беларусь. Часто вспоминаю поездки с родителями и сестрой в Жемыславль и Жиличи. Жила неделю в горах, совершила восхождение на вершину‑двухтысячник. Зимой катаюсь на горных лыжах, коньках. Мечтаю отправиться в сплав на байдарке. Идея фикс — побывать в Антарктиде. Я прочла дневники участников антарктических экспедиций начала XX века. Весной хотелось бы найти время и отправиться в заказник «Ельня». Люблю смотреть баскетбол, жду новых гонок «Формулы 1». 

— Если говорить о белорусском телевидении, можно ли сказать, что просветительскую функцию в области экономики оно выполняет полностью? Или программ на экономическую тематику должно быть больше? 

— Знаете, я бы рассматривала этот вопрос еще и с позиции зрителя. Уверена, что белорусское телевидение, журналисты, я в том числе, могли бы предложить больше программ такой тематики. Но мы должны понимать нашу аудиторию. Поэтому здесь есть нюанс. 
Не всегда наблюдатель готов воспринимать серьезную экономическую информацию. В силу жизненных реалий он часто хочет отвлечься от повседневных вызовов. Поэтому стараюсь включать в выпуск новости о продаже на аукционах картин, вакансии парфюмера в коммерческий банк, зарплате баскетболистов в биткоинах. 

— Телевидение сегодня меняется на наших глазах, пытаясь выдержать конкуренцию с интернетом, темп подачи новостей, качество и скорость картинки изменились даже по сравнению с пятилетней давностью. 

— Я бы сказала, что телевидению не нужно конкурировать с диджитал. Да, те же социальные сети начинают производить свой контент, снимать сериалы, формируют собственные информационные площадки. Но телевидение было, есть и будет. И всегда найдется зритель. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter