У знаменитой актрисы много ярких ролей, одна из них – княгиня Александра в спектакле «Сильва».
Наталия Гайда родилась в мае. Белорусский поэт Владимир Коризна посвятил ей стихи, где есть строчка: «Вы родом из весны». Другой автор, Геннадий Буравкин, добавил: «Бог сделал вам три подарка. Создал красивой женщиной, подарил прекрасный голос и ум».
На традиционный вопрос о том, как удается поддерживать хорошую физическую форму, Гайда отвечает:
– В душе мы не чувствуем свой возраст. Мы до старости девочки, особенно в оперетте. Хотя на сцене все иначе, теперь уже бабушек приходится играть или мою любимую черепаху Тортиллу. Но отвечу словами романса Клавдии Шульженко: «Надо просто не стареть».
Песни и романсы из репертуара Клавдии Шульженко и Изабеллы Юрьевой составили концертную программу Гайды в «Музыкальной гостиной» Татьяны Старченко. Что-то вроде хобби за пределами родного театра. В названиях романсов вся ее жизнь.
«НЕМНОЖКО О СЕБЕ»
(Муз. Е. Жарковского, сл. Д. Седых)
– Родилась в Свердловске. С четырех лет пела и танцевала «Яблочко». После войны уехали в Иркутск. Там впервые школьницей попала в театр и заболела им. Но поступать решила в юридический институт, потому что дважды провалилась в Москве, в Гнесинке. После трех курсов юридического прошла в Уральскую консерваторию. Училась параллельно и успела поработать юристом. Но музыка победила. С 1965 года – солистка Свердловского театра оперы и балета. За четыре года спела пятнадцать партий.
«ВАША ЗАПИСКА»
(Муз. Н. Бродского, сл. П. Германа)
Точнее, письмо. Еще точнее – приглашение ее мужа Юрия Бастрикова на работу в Белорусский театр оперы и балета.
Он написал: «Минск – потрясающий город. Здесь цветут каштаны. У нас на Урале их нет. В магазинах все есть. Полный коммунизм». С ним, королевским баритоном, она ехала в Беларусь, как приложение к мужу. Год поработала, и ее пригласили в только что созданную оперетту. Уже 47 лет она – неизменная солистка. Поет Сильву, Марицу, Джулию, Чаниту, Элизу Дулитл, Пенелопу, Роксану, Памеллу, Пепиту, герцогиню Мальборо, словом, весь классический репертуар. Особая тема – оперетты на белорусском языке.
– Я понимала, что освою язык, если буду находиться в белорусскоговорящей среде. Стала покупать и читать белорусские книги, ходить в театр имени Янки Купалы. Композитор Юрий Семеняко написал для нас пять оперетт, и во всех я играла. Любимой была «Павлинка», музыку которой он посвятил мне.
«МОЛЧАНИЕ»
(Муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского)
– Помните, как там: «…ведь порою и молчанье нам понятней всяких слов». Родители долго не рассказывали о нашей фамилии Гайда. Дедушка – венгр, попал в Россию как военнопленный. Женился на бабушке.
В Венгрию не вернулся, но сыну завещал не менять фамилию. Мой отец тоже попросил меня остаться Гайдой, хотя мы с Бастриковым прожили более 40 лет.
«СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ»
(Муз. О. Строка, сл. неизвестного автора)
Прежде актера делало популярным кино. Сейчас – телевидение и реклама. Наталия Гайда на экране не мелькает, хотя известностью не обделена. Почему?
– Только однажды, давно, еще в Свердловске снималась в телепроекте, и все мне активно не нравилось. Не полюбила я себя на экране. А возможно, дело в другом. Зритель сейчас устает от жизни и приходит в театр, чтобы попасть в другую гармоничную реальность. Ему хочется позитива. И театр должен быть энергетически полезен людям. Делать это непросто. Очень затратно. Искусство нашего музыкального театра радостное, легкое, часто комедийное. Я очень работоспособна и предана своему театру. Люблю репетировать, потому что можно пробовать что-то преодолеть, испытать полную свободу. Не надо отвлекаться. Даже ради денег.
«ЛЮБЛЮ»
(Муз. Е. Розенфельда, сл. Н. Венгерской)
– Когда выходила замуж, предупредила: стоять у плиты не буду, готовить не люблю. Сначала Юра протестовал, не хотел принять систему общепита. Потом сам научился прекрасно готовить. Мама называла его «королевским баритоном» и «королевским шеф-поваром». А вот поесть я люблю. Диет не соблюдаю. Ела все, что готовил муж, и похваливала. За роли иногда критиковала, а он меня всегда хвалил. Сейчас после его смерти все больше осознаю, какой счастливой и любимой была. Сказала бы романсом А. Островского: «Если можешь, прости». Да вот некому. У дочери своя жизнь. Моя радость – внуки.
«ДАВАЙ ЗАКУРИМ»
(Муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля)
Коллеги Гайды рассказывают, что темперамент у нее яркий. Может завести любой зал. И вообще она любит эксперименты. Недавно освоила кастаньеты, чтобы был настоящий испанский колорит:
– С ними я раньше никогда не пела. А тут просто надела их правильно и стала отбивать ритм. А вообще, я всегда была девушка танцующая. В нашем театре очень сильная балетная труппа. Режиссеры считали, что я могу работать с ними на равных. Семен Штейн, с которым много работала, говорил, что я танцевальная, пластичная: «Гайда – это суть оперетты». Разве можно после этого курить, выпивать или плевать на ежедневные тренировки?
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
(Муз. Б. Мокроусова, сл. М. Лисянского)
Многие годы публика шла в музыкальный театр исключительно на Гайду. Знаковая фигура. Очень известная во всей Беларуси. С 2012-го в театре даже проходил фестиваль «Наталия Гайда приглашает». Три года его устраивали в Минске, приезжало много артистов из России: из Иркутска, Красноярска, Петрозаводска, Екатеринбурга. Фактически это были большие обменные гастроли.
– Я очень горжусь, что руководство театра использовало мое имя для налаживания культурных связей. По финансовым причинам этот проект остановился, но верю, что он возродится. А пока все еще активно занята в репертуаре и продолжаю свою концертную деятельность. До осени далеко. Работа в радость. Желание трудиться есть. Все еще, как в молодости, хочется радоваться жизни и петь про «частицу черта» – как в «Сильве».
ДОСЬЕ «СВ»
Наталия Гайда родилась 1 мая 1939 года в Свердловске. Окончила вокальное отделение Уральской консерватории имени Мусоргского. Уже студенткой четвертого курса начала появляться на сцене Свердловского театра оперы и балета. С 1970 года – солистка Белорусского государственного академического музыкального театра.
В творческом репертуаре более сорока ведущих партий в опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Народная артистка Белорусской ССР.
Татьяна ОРЛОВА