Источник: Знамя юности
Знамя юности

Влюбленная в небо. Студентка медуниверситета Анастасия Короткевич участвует в XVI чемпионате мира по вертолетному спорту

Настя, небо и Ми-2

Тонкая и нежная Анастасия Короткевич рядом с огромной металлической птицей. Даже находясь на аэродроме Боровая, с трудом представляешь, как эта 22-летняя девушка пилотирует вертолет. Студентка Белорусского государственного медицинского университета, кандидат в мастера спорта, участница XVI чемпионата мира по вертолетному спорту, который на этой неделе проходит под Минском…


На вопрос, как бы она сама себя представила читателям, Настя отвечает без лишних эпитетов:

– Короткевич Анастасия, спортсменка, Ми-2. Я родом из Жлобина, с 15 лет летала на планерах в Рогачевско-Жлобинском аэроклубе. Когда окончила школу и поступила в медуниверситет, на первом курсе начала обивать пороги Минского аэроклуба ДОСААФ. Там мне сказали: «Можем взять, но только на вертолет». Выбора не было – мне очень хотелось летать.

– Откуда такая любовь к небу?

– Она передалась от папы, он тоже когда-то начинал спортсменом в Рогачевско-Жлобинском аэроклубе и до сих пор летает там как инструктор-общественник. В семье три дочки, я – старшая, и сколько себя помню, папа всегда брал меня с собой в аэроклуб. Первый полет случился лет в шесть: меня посадили в планер с инструктором и разрешили подержаться за ручку управления. Была уверена, что лечу сама! Когда спустились, сказала родителям, что буду летчиком. С тех пор ждала, когда исполнится 15 лет, чтобы записаться в аэроклуб. Для тех, кто проходит медкомиссию и отбор, занятия бесплатные. Позже и средняя сестра стала летать. Осталось научить младшую, но ей пока только 11.


– Как на это реагирует мама?

– Хорошо. Правда, за все эти годы она так ни разу и не покаталась ни с папой, ни с нами. Сначала мы ее долго уговариваем, и когда мама наконец соглашается, что-нибудь случается: погода портится, полеты отменяют. Потом снова нужно уговаривать. Замкнутый круг.

– Для полета даже в пассажирском кресле нужна смелость. Как пересилить страх?

– Мне кажется, я его никогда и не чувствовала. С самого детства мы с сестрами занимались такими видами спорта, где нужно быть сильными, проявлять характер. Я ходила на тхэквондо, в бассейн. Может, папа иногда был строгим: не разрешал пропускать тренировки, когда хотелось пойти погулять. Но в полетах это пригодилось. Да и на характере остался отпечаток. Когда что-то не удается, я не думаю: «Надо бросать, это не мое». Наоборот, прикладываю еще больше усилий, чтобы все получилось. Точно так же настраиваю себя и в учебе: школу окончила с золотой медалью, поступила в БГМУ на бюджет. Пять курсов позади, впереди шестой и интернатура – пока учусь хорошо.


– Почему медицина?

– Конечно, я бы предпочла летное дело, но в Военную академию девушек набирают очень редко. Отпускать меня в Россию или Украину не хотела мама. А идти туда, где учиться проще, мне было неинтересно. Поэтому выбрала медицину. В будущем хотелось бы соединить любимые увлечения: летать и спасать.

– Чем приходится жертвовать, чтобы совмещать два не самых легких дела?

– Дискотеками разве что. Во время учебного года все выходные провожу в аэроклубе. Прихожу в общежитие уставшей, но это приятная усталость, она не мешает подготовиться к парам. Летный сезон у нас стартует, как сходит снег. Ближе к лету активно готовимся к крупным соревнованиям. Однокурсники не обижаются, когда отказываюсь идти в ночной клуб, они давно знают, что я летаю. А вот многие преподаватели не в курсе. И если иногда отпрашиваюсь с занятий на полет, некоторые не верят: «Настя, ну почему ты не придумала более правдоподобную причину?»


– Сейчас у тебя каникулы?

– Вообще-то практика. Но я ее прошла досрочно, чтобы в июле готовиться к чемпионату мира. Он проходит раз в три года, однако для нашего экипажа первый: в 2015-м году мы с командиром Софией Куршубадзе только начали летать в Минском аэроклубе и были еще не готовы выступать.

– От чего зависит результат?

– От подготовки и того, насколько умеешь совладать с волнением и эмоциями. От взаимоотношений в экипаже. Нередко наблюдаешь на соревнованиях, как после приземления вертолета члены экипажа выходят из кабины и расходятся в разные стороны. А нужно вместе держаться, разобрать каждый элемента полета. Очень важно уметь слушать друг друга. Нам с Софией в этом плане повезло, серьезных конфликтов не было. В кабине командир сидит слева, оператор справа. София – мозг вертолета, я – глаза. Когда выполняем упражнения на малой высоте, ей ничего не видно, она летит вслепую по моим командам. Я говорю, когда хватит набирать высоту, когда нужно разгоняться и притормаживать, в какую сторону двигаться. Если выбрали правильную тактику и услышали друг друга, все получится.

– Быстро удалось «приручить» Ми-2?

– Вертолеты – как люди: у каждого свой характер. Мы летаем на трех Ми-2, и все они разные, по-своему себя ведут и слушаются. Но подход нашла ко всем. Перед вылетом обнимаю большую машину, разговариваю с ней: «Вертолетик, давай мы сейчас хорошо полетаем, правильно выполним все дисциплины». Не подводит. Кстати, с воздушным судном быстрее нашла общий язык, чем с автомобилем. Водительские права получила чуть меньше года назад, к тому времени уже активно летала. И мне каза­лось, что машину водить сложнее: все-таки в небе нет столько транспорта.

– Обычно в фильмах пилотам задают один и тот же вопрос: что там наверху есть такого, чего нет на земле?

– Ощущение умиротворения, которое испытываешь, когда летишь. Внизу все такое маленькое, и ты думаешь, что, хоть и не рождена с крыльями, все равно в небе. Я счастлива, что меня окружают люди, которым знакомо это чувство. Папа, сестры, спортсмены-коллеги и мой жених. Он, кстати, тоже летчик, учился в Военной академии, а познакомились мы в Минском аэроклубе ДОСААФ. В августе у нас свадьба, так что в стране станет больше на одну семью, влюбленную в небо.

В ТЕМУ

В XVI чемпионате мира по вертолетному спорту, который с 23 по 29 июля проходит на базе Минского аэроклуба ДОСААФ, участвуют семь белорусских экипажей, в том числе два женских. Всего же соревнуются более трех десятков команд из России, Украины, Польши, Германии, Австрии, Великобритании, Китая. 28 и 29 июля на аэродроме Боровая пройдет ежегодный авиационный фестиваль #ПРОНЕБО, где посетителей ждут более 30 летательных аппаратов, мастер-классы от асов и зрелищные вертолетные гонки. Вход – свободный.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter