Юлия Карага, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 4 г. Чашники»:
— Ранее вступительная кампания для выпускников средней школы занимала почти два месяца. Это довольно длительный стрессовый период. Сейчас все изменилось, на мой взгляд, стало проще. Да и многие учащиеся вздохнули с облегчением: уменьшилось количество экзаменов, а значит, появилось больше времени для подготовки к централизованному экзамену и ЦТ.
Ни для кого не секрет, что современный школьник испытывает затруднения в построении связной речи, изложении своих мыслей на бумаге. Поэтому написание изложения по русскому или белорусскому языку считалось самой сложной задачей. Уже начиная с пятого класса учителя-филологи целенаправленно тренировали детей, как писать изложения. А вот успешная сдача ЦТ требовала иной подготовки. Централизованный экзамен дает возможность учителю-предметнику работать в одном направлении.
Конечно, новое порой настораживает и вызывает много вопросов. С чего начать? А готовы ли мы? Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Сейчас ведется целенаправленная подготовка учащихся к ЦЭ: факультативные занятия предметной направленности, индивидуальная работа, консультации (в том числе и для родителей).Так, в январе на базе нашей школы для учащихся района будет проведен пробный централизованный экзамен. Это позволит ребятам оценить свои возможности и определить пробелы в знаниях, а педагогам — направить силы на их устранение.
Лидия Скачко, первый проректор Белорусской государственной академии музыки:
— Положительно оцениваю введение обязательной характеристики. К слову, при подаче документов в наше учреждение ребята всегда заполняли анкеты, в которых указывали творческие достижения, имеющиеся награды и поощрения. А сейчас, очевидно, эти сведения будут отражаться в предоставляемой характеристике, раскрывающей в том числе и личностные качества абитуриента.
Что касается внутреннего экзамена, отмечу, что для нашего вуза он не является нововведением. Это традиционная практика, когда абитуриенты сдают в академии музыки профильное испытание по дисциплине «Творчество», состоящее из нескольких этапов. Для учреждений сферы культуры проведение подобных экзаменов — необходимость: каждый из этапов помогает выявить музыкальные способности.
Очевидно, что все новшества направлены на предоставление каждому абитуриенту максимально широких возможностей для личностного роста и профессионального становления.
Могу с уверенностью утверждать, что в академии музыки случайных абитуриентов нет: это всегда высокомотивированные и необычайно талантливые молодые люди, уже прошедшие определенный путь подготовки и стремящиеся в совершенстве овладеть своей будущей профессией.
— Мы с таким азартом не обсуждали даже предстоящий выпускной вечер, как теперь дискутируем по поводу вступительной кампании. Изменения обычно воспринимаются негативно, но не в этот раз. Судите сами: ранее выпускнику надо было сдавать математику, русский, иностранный и историю в школе. Можете себе представить, какой объем информации необходимо было держать в голове 11‑класснику? Сейчас не надо готовиться к «лишним» предметам. Это существенно экономит время. Чтобы было понятнее, скажу о себе. Буду сдавать русский, английский и обществоведение. В моих планах прописана ежедневная часовая тренировка по каждой дисциплине. А это значит, что мне необходимо три часа в день. Прибавьте сюда время на уроки. А теперь проанализируйте, какое количество часов добавляется, если бы мне еще нужны были история и математика.
Конечно, факт, что теперь можно сдать лишь одно ЦТ, немного пугает. Веер из сертификатов позволял ходить из одного вуза в другой, а с требованием сдавать одно ЦТ такая возможность существенно сократится. Но, с другой стороны, и хорошо — это побуждает к более осознанному выбору профессии.
azanovich@sb.by