БелАЭС укрепляет энергетическую безопасность страны

Настроимся на электродом

Эффективному развитию экономического потенциала страны способствует современный уровень организации производств и непрерывное техническое перевооружение. Работа нашей атомной станции содействует ускоренному переходу промышленности на новый этап энергоэффективности и помогает снизить зависимость от поставок углеводородного топлива.

Перевод домов на электроотопление поможет сэкономить на «коммуналке».

Тепло от розетки 

Экологически чистая энергия нужна повсеместно. Ввод атомной станции при ее выходе на полную мощность позволит сэкономить около 550 млн долларов в год на импорте природного газа. Мировой опыт показывает: по мере роста мощностей АЭС доля использования в промышленности природного газа и нефтепродуктов постепенно снижается. Чистая энергия нужна не только для традиционных заводов и фабрик. В выигрыше оказываются энергоемкие производства, такие как металлургия, нефтехимия и другие. 

Флагманский энергетический проект не только содействует широкому внедрению современных технологий на производствах, но и обеспечивает создание новых рабочих мест, а также дает дополнительные возможности для повышения уровня комфорта населения. Например, объем потребления электро­энергии для отопления и горячего водоснабжения в Беларуси за январь — август этого года вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого и составил 162 млн кВт.ч. Больше, чем за весь прошлый год.

В стране продолжается строительство электродомов. Плюсы в таких новостройках очевидны: за окном похолодало — настроил нужный режим и подобрал оптимальную температуру. Индивидуальный обогрев помещений в умном доме позволит рассчитывать платежи честно: жители квартир заплатят ровно столько, сколько использовали сами. Сейчас в Беларуси идет работа по переводу индивидуального жилфонда на электричество для отопления, подогрева воды, готовки.

По словам заместителя главы Минэнерго Михаила Михадюка, электродома будут строиться по всей стране. Эксперимент по возведению и эксплуатации жилья с автономным отоплением в каждой квартире начался в 2018 году. Тогда возвели 5,7 тысячи «квадратов». В эту пятилетку в Беларуси планируется построить 2 млн квадратных метров электродомов.

Ток — в движение 

В стране формируется фундамент для более совершенной индустрии в машиностроении. Мировой тренд — переход на электротранспорт. Наши ученые не отстают и активно работают над созданием компактного электромобиля. Первый заместитель председателя президиума НАН Сергей Чижик рассказывает о последних достижениях:

— Год назад в стране было около 400 электромобилей, сейчас более 4,5 тысячи. Этому способствует и комплексная госпрограмма развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Уверен, что число электрокаров продолжит увеличиваться, как и развитие инфраструктуры, в том числе зарядных станций. 

Более удобным, выгодным в эксплуатации и безвредным для окружающей среды становится и пассажирский электротранспорт — электробусы, троллейбусы, трамваи и электропоезда.

— По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электромобилей может вырасти до 145 млн, — приводит цифры министр энергетики Виктор Каранкевич. — О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны. Динамично обновляется и парк городского электротранспорта, а это качественно новые возможности в сфере обслуживания потребителей и сокращения вредных выбросов в окружающую среду. По прогнозам международных исследовательских центров, доля электробусов к 2030 году вырастет до 30 процентов.

В ноябре в продажу должен поступить электромобиль Geely Geometry C. Ориентировочная цена на топовую комплектацию машины с запасом хода в 550 км — до 30 тысяч долларов. За первое полугодие 2021-го в нашу страну ввезено 2112 электромобилей — это чуть больше, чем за весь прошлый год с показателем 1810 авто. 

При этом на электрокары переходят не только граждане, но и промпредприятия. Экономический эффект уже ощутило «Гомельэнерго», которое одним из первых реализовало пилотный проект по обновлению автопарка электромобилями.

Гранулы переработки 

Одно из приоритетных направлений повышения уровня энергобезопасности страны — увеличение использования местных энергоресурсов: торфа, древесного топлива и биогаза. По словам Виктора Каранкевича, ежегодно в стране добывается до 2 млн тонн торфа, торфяной продукции выпускается 1,2 млн:

— Двадцать процентов идет на экспорт, остальное потребляется внутри страны. Это позволяет ежегодно замещать около 450 млн кубометров природного газа. В доле использования местных видов топлива торф занимает порядка 15 процентов.

В текущую пятилетку запланирована модернизация основных производственных фондов, внедрение новых технологий и оборудования, расширение ассортимента и увеличение объемов выпускаемой продукции. Ключевых направлений два. Первое — увеличение использования торфа на котельных ЖКХ при переводе их с природного газа на фрезерный торф. Три таких проекта реализуются в Минской области, а еще восемь взяты на проработку на 2021—2025 годы. Это позволит увеличить долю торфа в общем объеме использования видов топлива. Второе направление — применение торфа на производствах цемента. 

— Наша задача на пятилетку — выйти на вовлечение в топливный баланс страны порядка 3,3 млн тонн условного топлива в виде торфа, — отметил Виктор Каранкевич.

Многие страны последние годы делают ставку на экологически чистые источники энергии. Предпринимаются попытки отказаться от использования угля, торфа, нефти, газа и перейти на древесину. В Беларуси налажено эффективное использование лесосырьевых ресурсов. Например, в прошлом году наши лесхозы реализовали почти 83 тысячи кубометров пеллет, основной объем произведен на новых заводах. Экспорт принес около 9 млн долларов.

Конечно, переход на местные виды топлива — длительный процесс, и где-то действительно целесообразнее использовать природный газ, но завязывать на него все энергоснабжение не рационально. Поэтому со временем количество энергоисточников на местных видах топлива будет только расти. Без разбора переводить все энергоисточники на щепу, пеллеты и торф не будут. Речь в первую очередь идет о небольших населенных пунктах. В 2021—2025 годах планируется ввод в эксплуатацию еще 491 МВт энергомощностей на древесном топливе. Это позволит снизить потребление импортируемого природного газа на 113 млн кубических метров в год.


Андрей Струневский, депутат Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:

— Наша страна сравнительно недавно стала развивать собственную атомную энергетику. БелАЭС способствует снижению зависимости от углеводородов, а также в разы уменьшает себестоимость отечественной продукции и тем самым повышает ее конкурентоспособность на мировых рынках. 

Оба реактора станции способны закрыть до 40 процентов потребности страны в электроэнергии. Реализован проект, обеспечивающий выдачу мощности от станции и ее связь с энергосистемой страны. Построено и реконструировано более 1,6 тысячи км высоковольтных линий электропередачи, модернизированы четыре подстанции, работает новая системообразующая подстанция «Поставы». Это позволило обеспечить поставку электроэнергии от БелАЭС во все регионы страны. 

В перспективе можно будет почти треть мощностей тепловых станций вывести в резерв. Как раз эти станции, сжигающие уголь, а по большей части природный газ, дают основные выбросы углекислого газа в атмосферу. Их остановка станет вкладом в борьбу за экологию. 

Уверен, в электротранспорте мы можем расширять сферу применения от коммунальной техники, автобусов до легковых автомобилей. Причем развивать технологии следует с опорой на научную и технологическую базу наших ученых.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter