Настоящий бизнес любит порядок

Не так давно была я по журналистским делам в одном колхозе.
Не так давно была я по журналистским делам в одном колхозе. Именно колхозе - поскольку в новую форму сельскохозяйственного кооператива хозяйство пока переходить не собирается. Так вот, при всех стандартных деревенских проблемах в поселке работают 2 магазина. Один - привычный - потребкооперации. Другой - частный, появился года два назад. Сельский люд, несмотря на постоянную задержку зарплаты и небольшие личные средства, предпочитает ходить в магазин новый - предпринимательский. Поскольку цены там ниже (!), ассортимент обширнее, а на личные просьбы привезти то да се предприниматели откликаются охотнее. Замечу, между прочим, что деревня эта отнюдь не под Минском, а на брестском Полесье. То есть в месте довольно глухом. Но мимо упомянутой деревни проходит скоростное шоссе, а по нему ездят дорогие иномарки. Предприниматели этот факт оценили и, судя по тому, что магазин существует уже 2 года, - не прогадали. Довольны все. Колхозники - потому что появилась конкуренция и выбор, председатель хозяйства - поскольку колхозу кое-что перепадает, предприниматели - потому что выгодно.

Кстати, пример этот не единственный. В сельской местности стал появляться новый класс - предприниматели от села. На мои настырные просьбы рассказать об опыте сельские бизнесмены ответили в том смысле, что хорошему бизнесу огласка не нужна, он любит тишину. Я подумала, согласилась и... позавидовала. Везет же сельским жителям! Наше, городское, предпринимательство тишину не уважает и медленно, но верно превращается из бизнес-класса в политическое движение.

В самом деле, сколько за последние года два в Беларуси прошло событий, которые прямо касались предпринимательства. Сократились, причем значительно, виды деятельности, которые подпадают под обязательное лицензирование. Это значит, что бизнесу добровольно и без всякой корысти государство сдает свои традиционные сферы. Например, сферы торговли и питания. Между прочим - очень прибыльные сферы. Об этом в средствах массовой информации, которые принадлежат белорусскому бизнес-классу, - ни слова. Президент с завидной регулярностью встречается с отечественными бизнесменами. И по опыту присутствия на таких встречах могу сказать, что разговор там идет весьма конструктивный, больше похожий на деловое совещание людей, понимающих друг друга. Об этом сообщают исключительно официальные СМИ.

При этом совсем недавно прошла "забастовка" предпринимателей, которые протестовали против решения Мингорисполкома о переносе киосков. Возможность такого шага, кстати, еще дискутируется. И решение его находится исключительно в ведении минских властей, но шум вокруг события уже поднят, а в кругах, близких к предпринимательским, создан так называемый стачком. При этом этот самый стачком использует все методы для поддержания шума вокруг своего имени. Например, недовольные решением городских властей о переносе коммерческих киосков предприниматели обратились в суд. Общественность вздохнула с облегчением - наконец-то мы как цивилизованные люди решаем свои разногласия юридическим путем. Но нет, даже во время заседания суда (кстати, весьма спокойного) представители стачкома сумели что называется "задраться" с постовыми, а тут как раз пресса с фотоаппаратами. Все стороны сходятся на том, что и конфликта-то никакого не было. А шуму-то, шуму!

После громкого заявления о "произволе властей" политики от бизнеса начали выдвигать заявления. Вы думаете, они потребовали решения вопроса с киосками? Нет. Требования исключительно политические.

Политика, конечно, дело тоже занимательное. И заниматься ею никому не запрещено. Тем более что на носу выборы. Причем парламентские. А значит, представляют интерес для самого широкого круга общественности. Парламент - это реальная возможность влиять на законотворческую деятельность, это власть и, между прочим, престиж. Вот предприниматели и засуетились.

Доходит до смешного. Например, на днях широкий резонанс получила история с задержанием и обыском автомобиля председателя стачкома Александра Васильева в Гродно. История, прямо скажем, путаная. Толковых объяснений по ней не было. Но шум поднят. Помнится, Борис Ельцин в таких ситуациях тоже с моста падал, как и при каких обстоятельствах - до сих пор неизвестно, но выборы он тогда блестяще выиграл. Наши политические силы, как видно, учатся на примерах.

Или же: недавно объявлено об осенних массовых акциях протеста вышеназванного стачкома. Первым пунктом требований, разумеется, - требование снизить налоги. А вторым - "отставка Президента". И это уже политика, причем большая.

А как же бизнес? - спросите вы. Политика - дело хлопотное, требующее времени и средств. Ею заниматься надо серьезно, а не в качестве дополнительного занятия в свободное от основной работы время. И, честно говоря, не верится, что представители стачкома не понимают простой вещи: выдвигая лозунг об изменении политического устройства в стране, они разворачивают некую политическую интригу, которая с предпринимательством, а тем более с серьезным бизнесом, не имеет ничего общего...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter