Наследница гильотины

Уделить особое внимание этой мадам корреспондента "СБ" вынуждают некоторые обстоятельства.
Уделить особое внимание этой мадам корреспондента "СБ" вынуждают некоторые обстоятельства. Во-первых, всплыли новые факты из жизни предприимчивой г-жи Тюссо, и сведения эти беспощадны и кровавы, как сама эпоха палачей, где творила восковых дел мастерица. Во-вторых, одна из главных достопримечательностей Лондона - музей восковых фигур мадам Тюссо - существует уже 200 лет и каждый год принимает около 2 миллионов посетителей. Здесь ну никак нельзя пройти мимо. И последнее: вы, конечно же, слышали о выставке восковых фигур "Великие и знаменитые", что проходит в минском Дворце культуры профсоюзов. Так, оказывается, те фигуры совсем не из Лондона, но и "отмывочными" их назвать нельзя... Впрочем, обо всем по порядку.

Надо сказать, еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Но мысль приспособить восковую скульптуру к интересам, если можно так сказать, шоу-бизнеса впервые пришла в голову Филиппу Кюртэ. В 1771 году в Париже праздновали бракосочетание будущего Людовика XVI с Марией-Антуанеттой, и Филипп Кюртэ смоделировал из воска и выставил в небольшой лавочке портреты новобрачных. Успех предприятия превзошел все ожидания, и в 1776 году Филипп Кюртэ создал постоянно действующую выставку портретов знаменитостей. По всему Парижу висели афиши: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие".

Перед кассой выстраивались очереди, а билеты на шоу продавала юная Мари - известная нам мадам Тюссо. Гениальный Филипп Кюртэ звал Мари просто: "Малышка!" и обучал свою принцессу разным чудесам изготовления восковых фигур. Одни биографы называют Мари племянницей Кюртэ, другие - даже дочерью (якобы законный папа Гросхольтц - ненастоящий, а Филипп - он и есть отец), иные историки вообще считают, что связь Мари и Филиппа была самой что ни на есть порочной, то есть, говорят, любил сэр Кюртэ будущую мадам Тюссо и все тут. Как бы там ни было: тогдашнюю выставку, где билетером работала маленькая Мари, удостоили вниманием многие знаменитые люди своего времени - Франклин, Вольтер (портрет которого стал первой самостоятельной работой 17-летней Мари Гросхольтц). Даже Людовик XVI посетил выставку и был настолько поражен, увидев собственное изображение, что пожертвовал для своего воскового двойника личный мундир и орден.

После Французской буржуазной революции Мари вновь окунулась в семейный бизнес. Только теперь место восковых фигур членов королевской фамилии на выставке заняли изображения вождей революции и посмертные маски казненных аристократов. Из казней вождей революции Мари извлекала выгоду. Так, после казни Робеспьера бешеным успехом пользовалась созданная ею картина "Смерть тирана".

Постепенно доктор Кюртэ отошел от дел, и Мари стала заниматься бизнесом самостоятельно. Заваленная заказами, она работала не покладая рук. Между прочим, в то время синтетических париков не было, и перед Мари встала проблема, где добывать натуральные волосы для восковых фигур. И вот тогда-то ей пригодилась фамилия отца: парижские палачи, считая ее дочерью палача Гросхольтца, разрешали Мари срезать волосы с голов казненных. Хорошенькая молодая дама отмывала от крови отсеченные головы и отрезала волосы. Головы, обезображенные гримасами смерти, были лицами ее бывших посетителей. Но что поделаешь - бизнес есть бизнес. Писатель Стэндаль и его роман "Красное и черное", не правда ли, кажутся легким трепом по сравнению с сюжетами, которые предлагает сама жизнь леди Тюссо. А легендарная фамилия вот откуда взялась. Когда в 1794 году Филипп Кюртэ умер, Мари стала единственной наследницей дела и через год после смерти благодетеля вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо, которому родила двоих сыновей.

Все же Франция казалась Мари Тюссо слишком беспокойным местом, и она приняла решение уехать в Англию. С собой Мари забрала все восковые фигуры и старшего сына Жозефа, оставив во Франции маленького Франсуа и мужа. Больше она во Францию не возвращалась. Целых 30 лет Мари Тюссо кочевала по Британии со своей коллекцией, постоянно пополняя ее новыми экспонатами. Выставка пользовалась ошеломляющим успехом. В Англии Мари Тюссо тоже прибегала к помощи заплечных дел мастеров: эдинбургский палач Джон Вильямс разрешил ей снимать маски с преступников - иногда накануне казни, а иногда и после нее. Примерно в это же время Мари Тюссо познакомилась с подающим надежды английским журналистом, сделавшим ей рекламу. Журналиста звали Чарльз Диккенс.

Когда мадам Тюссо исполнилось 74 года, у нее наконец набралось достаточно денег, чтобы купить в Лондоне на Бейкер-стрит неплохой особнячок и оборудовать там выставочные залы. До конца своих дней (а умерла мадам Тюссо в 1850 году в возрасте 89 лет) она занималась делами музея. Ее старший сын Жозеф стал специалистом по костюмам, а младший, Франсуа, вел финансовые дела. Последней работой Мари Тюссо стал ее автопортрет в возрасте 81 года.

Сама суть музейной выставки - это, как известно, дать возможность простым людям поглазеть на сильных мира сего и в какой-то степени приобщиться к истории. Особенно популярной остается "комната ужасов" - изображения средневековых пыток, казней и портреты знаменитых маньяков-убийц. Идея, воплощенная Мари Тюссо в сцене казни Робеспьера, оказалась на удивление жизнеспособной. А с приходом современных технологий подобные сценки стали еще ярче. Теперь фигуры жертв весьма натурально стонут и хрипят. Говорят, находятся любители, которые за ночь в комнате ужасов готовы выложить 100 фунтов стерлингов. А еще говорят, что за ночь, проведенную в музее мадам Тюссо, можно вылечиться... от алкоголизма.

Сегодня в музее наряду с историческими персонажами можно полюбоваться кинозвездами, политиками, знаменитыми музыкантами. Но если самая старая фигура выставки - восковое изображение мадам Дюбарри, насчитывающее около 200 лет, - бережно сохраняется (как, впрочем, и другие старинные экспонаты), то еще неизвестно, какая участь постигнет восковые копии нынешних звезд. Ведь история и сиюминутная конъюнктура - разные вещи.

Так, после недавнего развода Николь Кидман с Томом Крузом владельцы музея решили убрать двойника актрисы (изготовление которого, между прочим, обошлось в 56 тысяч долларов США!) из экспозиции в хранилище и поставить рядом с восковым болваном Тома статую его новой пассии Пенелопы Круз. Еще более забавная история приключилась с восковыми двойниками Джорджа Буша-младшего и Альберта Гора: перед началом нынешних президентских выборов в США руководство музея мадам Тюссо распорядилось изготовить копии обоих претендентов на президентское кресло. Дальнейшую судьбу восковых фигур решил исход выборов: Буш остался в экспозиции, а его соперник отправился в хранилище.

Одним словом, дело, начатое более 200 лет назад, остается весьма прибыльным и сейчас. В 1970 году в Амстердаме, а совсем недавно и в Нью-Йорке были открыты филиалы лондонского музея. Вообще же выставки восковых фигур открываются по всему миру.

Например, в Санкт-Петербурге с 1988 года существует музей под названием "Восковые персоны". Он насчитывает более 500 экспонатов знаменитостей и гастролирует по миру совершенно автономно от статичного музея Тюссо в Лондоне. Вы же знаете этих щепетильных питерцев! Они до сих пор настаивают на том, что именно в России заварилась вся эта восковая каша под чутким руководством Петра Великого. Это якобы он придумал отливать из воска знаменитый люд. А традиции питерского восковарения с тех пор так усовершенствовались, что стали уникальными, и работники лондонского музея мадам Тюссо не стесняются и сейчас приехать в Санкт-Петербург, чтобы поучиться продвинутым восковым технологиям у российских мастеров. Так вот - в Минск 24 восковые персоны доставлены прямиком из Санкт-Петербурга и до 16 декабря включительно "Великие и знаменитые" ждут вас во Дворце культуры профсоюзов. Там есть и звезды, и политики: Сталин, Горбачев, Ельцин, Монро, Пресли, Дитрих - словом, многие, с кем минчанам будет приятно "потусоваться". И еще. Питерскую выставку можно арендовать на ночь, на день, на два - как пожелаете. Некоторые состоятельные минские фирмы уже развлекались таким образом и восковые знаменитости из Дворца профсоюзов выписывали напрокат. Наконец, можно сделать в воске и свою собственную скульптуру для частной коллекции. И для этого не обязательно в Питер или Лондон ехать. Минские художники с удовольствием за такую работу возьмутся. И несите потом вашу статую куда хотите.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter