Наследие Эдди

Белорусский джаз зародился 75 лет назад благодаря Эдди Рознеру, а сейчас развивается “под присмотром” Михаила Финберга

Белорусский джаз зародился 75 лет назад благодаря Эдди Рознеру, а сейчас развивается “под присмотром” Михаила Финберга

Услышав, что белорусскому джазу в этом году исполняется семьдесят пять лет, многие, наверное, подумают о каком-то розыгрыше: “Да ну?! В Беларуси только недавно стали появляться джаз-банды вроде Apple Tea, VIP JAZZ, Tanin Jazz. О каких семидесяти пяти годах может идти речь?” “О семидесяти пяти годах большой и красивой истории белорусского джаза”, — ответит недоверчивым маэстро и руководитель Национального академического концертного оркестра Беларуси Михаил Финберг. Его коллектив является наследником музыкальной школы первого белорусского джазмена Эдди Рознера и инициатором уникального фестиваля “Минский джаз”, который состоится (уже в двадцать пятый раз!) 3 и 4 февраля в белорусской столице.

Михаил Яковлевич с восхищением рассказывает мне об истории белорусского джаза, но тут же высказывает негодование:

— Этой историей можно гордиться, однако далеко не все, к сожалению, ее знают. А многие и вовсе не хотят замечать.

Будущий трубач, скрипач, дирижер, композитор и аранжировщик, заслуженный артист БССР и руководитель Государственного джаз-оркестра БССР Эдди Рознер родился в Берлине в семье евреев. С приходом в Германии в 1933 году к власти нацистов был вынужден бежать в Польшу. По воле судьбы музыкант оказался на территории Беларуси и создал в 1939 году джаз-оркестр.

— К сожалению, оркестр долго не просуществовал, и о нем можно было бы и не вспоминать, если бы он ничего не сделал, — говорит маэстро. — Достаточно лишь нескольких фактов. Известно, что оркестр был участником военных событий, давал концерты в 1941-м под Гомелем и в других городах. Интересно и то, что он записал всю музыку к фильму “Карнавальная ночь” с Людмилой Гурченко. Правда, в титрах он не значится. Позже оркестр был распущен, а дирижер арестован. Спустя какое-то время оркестр снова заработал, уже в Москве, потом был переведен в Гомель. Но и тут Рознеру пришлось нелегко. Он покинул Беларусь, а через три года скончался.

Михаил Финберг не случайно считает свой биг-бенд преемником белорусского Государ-ственного джаз-оркестра.

— Я был лично знаком с Эдди Рознером. Он даже приглашал меня в оркестр в качестве тромбониста, когда я еще учился на четвертом курсе, — вспоминает Михаил Яковлевич. — Но я не любил гастрольную работу, отказался.

— Мне посчастливилось сыграть в Москве три программы, посвященные Эдди Рознеру, со всеми солистами, которые работали в его оркестре. Еще четыре программы в память о музыканте были представлены в Минске, — вспоминает Финберг.

Будет звучать музыка Рознера и на XXV музыкальном фестивале “Минский джаз”.

— Вспомним Рознера, зарождение мирового джаза, развитие джаза в Беларуси и перейдем к джазу современному — джазу ХХI столетия. Покажем самое лучшее, — рассказывает маэстро. — Программу готовим всегда новую. Это непросто. Тем не менее проект существует двадцать пять лет. И билеты на все программы раскупаются за месяцы до их презентации. Но за всем этим стоит большая серьезная работа. Тут многие птенчики появляются. Одну программу провели, а во второй раз уже и не знают, что делать.

Несмотря на возникновение новых джазовых коллективов, выступающих в клубах и ресторанах, Михаил Яковлевич не видит в них музыкантов, которых мог бы пригласить к себе в оркестр.

— Оценивать плохо не имею право. Это будет недостойно с моей стороны. Знаю только одно: на площадке ресторана или клуба ты не сможешь работать над совершенствованием своего творчества, — убежден Финберг. — Достичь вершин можно только занимаясь серьезной концертной деятельностью. Это работа на десятки лет. Коллектив оркестра — серьезные музыканты, которые имеют настоящее образование, которые им не бряцают, но пользуются с умом и получают тот опыт, которого, к сожалению, нет у других.

К слову, уже сложилась традиция вручать во время фестиваля премию “Лучший джазмен года”.

— В Минске вручают каждый год столько наград. Певички, не знающие названий музыкальных нот, то и дело становятся лауреатами тех или иных премий. Нас, профессионалов, это удивляет. Но мы не обижаемся, — признается маэстро. — Обратились в Министерство культуры, оно нас поддержало. Учредили свою премию — “Лучший джазмен года”. В этом году ее получат сразу пять человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter