Нашли работу тяжелым металлам

Белорусские ученые предложили закатывать опасные отходы в асфальтобетон

Закатать в асфальтобетон головную боль экологов — токсичные гальванические шламы — это решение может показаться простым, но спорным. А что, если ионы тяжелых металлов, неорганические кислоты, щелочи, поверхностно-активные вещества и другое «добро», относящееся к третьему классу опасности, «выберется» из дорожного покрытия? «Не выберется», — утверждают авторы белорусского патента BY12248 и подтверждают свою уверенность результатами исследований.

— Дело в том, — поясняет заместитель генерального директора предприятия «Катпромстрой» Юрий Винокуров, научная работа которого легла в основу патента, — что, по нашей задумке, шламы, прежде чем попасть в асфальт, должны подвергаться термической обработке, причем при строго выверенной температуре. В результате ионы тяжелых металлов переходят в связанное состояние, становясь практически безвредными, и утрачивают способность попадать в пищевые цепочки. Кроме того, режимы термообработки отходов нами подобраны таким образом, что тот же хром, цинк, медь, никель, кадмий, железо практически не испаряются в печи и не загрязняют окружающую среду вокруг перерабатывающего предприятия.

Что интересно, «Катпромстрой» находится далековато от крупных промышленных центров — в городском поселке Коханово, что в Толочинском районе Витебской области, но возить сюда на переработку шламы из Минска или даже из Бреста будет, как посчитали специалисты, выгодно. И дело не только в том, что за вывоз и утилизацию отходов хозяева гальванических производств должны платить. Ведь переработанный и обогащенный минералами шлам — это уже ценная продукция, модифицирующая добавка к асфальтобетону, которая позволяет не просто «хоронить» отходы, а делать это с большой пользой. Благодаря содержащимся в ней ионам металлов дорожное покрытие получается морозоустойчивым, прочным и в то же время эластичным. Завозят подобные минеральные порошки до сих пор в том числе и из-за рубежа, и стоят они немало. В Коханово же при любом раскладе производство будет дешевле, и препарат МД1, как назвали его авторы, может пойти нарасхват.

Кстати, мысль приправлять необработанными гальваническими шламами асфальтобетон, а также стекло, пластмассы, керамику и даже линолеум не нова, и ее не раз пытались реализовать специалисты многих научных центров. Но именно предварительное термическое воздействие на сырье, предложенное белорусскими изобретателями, позволило сделать такую добавку абсолютно безопасной, более полезной и при этом достаточно дешевой.

Пока в Коханово переработали только опытную партию шламов — 160 тонн. Изготовленный из этого сырья препарат успешно испытан учеными-дорожниками и показал высокую эффективность. Осталось только найти инвестора, готового вложить 600 миллионов рублей в разработку проекта и закупку недостающего промышленного оборудования, и перспективное дело может состояться.

— У нас есть производственные помещения, транспорт, персонал, предварительная договоренность с потенциальными потребителями, поэтому проблем с налаживанием производства и сбыта не должно возникнуть, — говорит Юрий Винокуров. — По расчетам, первая очередь мини-завода минеральных добавок сможет перерабатывать 250 тонн гальванических шламов в месяц. Учитывая то, что в год таких отходов в республике образуется до 8 тысяч тонн и еще немереное количество шламов хранится на полигонах, это не так много. Но если идея себя оправдает, то мощности можно и нарастить, развернуть сеть перерабатывающих предприятий и в конце концов раз и навсегда решить эту застарелую экологическую проблему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter