Нашитое непосильным трудом…

Можно ли разгрузить склады легпрома усилиями малого бизнеса?..

Можно ли вылечить хроническую «запасливость» отечественного легпрома усилиями малого бизнеса?..

Говорят, что на московских рынках отдельные торговцы пытаются продвинуть турецкий или китайский товар под видом белорусского… Можно ли считать, что это искренняя, без тени лести, похвала в адрес отечественных производителей одежды и обуви? Пожалуй, да. И не удивительно, что, получив своеобразный правовой карт-бланш на вывоз белорусской продукции за рубеж, предприниматели не без энтузиазма ухватились за эту идею. Все бы хорошо, но есть одна нестыковка: интересует их вовсе не тот товар, который залежался на складах в ожидании своего часа… Список наиболее проблемных позиций, как известно, подготовлен, но ведь особых механизмов, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, не создано. Вот и получается, что малый бизнес небезуспешно торгует за пределами родной страны товаром, с продажей которого и сами производители вполне справляются.

Дело в любом случае благое: ведь каждое предприятие разрабатывает собственную стратегию сбыта продукции, и привлечение в качестве покупателей «индивидуалов» — один из ее элементов. Для таких крупных компаний, как солигорское ОАО «Купалинка», работать с каждым предпринимателем напрямую затруднительно. Так, в прошлом году производитель добротного белорусского трикотажа реализовал продукции на 50 млрд. рублей. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Валентина Тимошенко признается, что проблем со сбытом у предприятия нет, наоборот, наблюдается дефицит товара. Однако от помощи малого бизнеса здесь не отказываются и даже рассчитывают, что доля его участия будет расти. С этой целью в прошлом году «Купалинка» открыла оптово-логистические центры в каждом регионе Беларуси, взяв на себя транспортные издержки по доставке туда собственного товара. Как результат – доля отгрузок небольшим торговым предприятиям по итогам 2009-го выросла до 9 %, хотя раньше на малый бизнес приходилось 3—5 % продаж на внутреннем рынке. «Думаю, предприниматели вряд ли будут заниматься продажей залежавшейся продукции, — заметила Валентина Тимошенко. – Их интересует самый модный, самый востребованный экспортный товар, тогда они готовы работать и вкладывать собственные деньги». Что касается неликвида, то здесь, как считает специалист, все средства хороши – минимальные цены, акции, распродажи…

Сами предприниматели, похоже, смотрят в ближайшее будущее с оптимизмом. «Никто не спешит делиться собственным опытом, где и что лучше продавать, но бизнесмены на встречах с отдельными производителями воспринимают их информацию на ура», — рассказывает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. По его оценкам, продукция легпрома пользуется повышенным интересом, особенно обувь, белье, трикотаж… Что сегодня сдерживает активность частной экспортной инициативы, так это морозная погода: специалисты ожидают, что с приходом весны ситуация в корне изменится. Однако число плательщиков единого торгового сбора в размере 1 базовой величины (сейчас 35 тыс. руб.) постоянно растет: по данным Минэкономики, к началу нынешнего года их насчитывалось 210. Надо полагать, что опытные торговцы выбирают именно тот товар, цена которого после добавления к ней «интереса» продавца позволяет сохранить признание и любовь покупателя. Несколько смущает представителей бизнеса тот факт, что предоставленные экспортерам льготы с 1 июля нынешнего года перестанут действовать. Что дальше? «Действительно, со второй половины года вступят в силу договоренности о Таможенном союзе, — поясняет Виктор Маргелов. – Но я думаю, что политика по привлечению предпринимателей к разгрузке складов сохранится и условия хозяйствования отрегулируют».

Что же сегодня происходит с товарными запасами легпрома и удалось ли усилиями малого бизнеса подправить ситуацию? Статистика показывает, что кардинальных изменений не произошло. Снизили объем производства – меньше положили на склад: такая стратегия для многих оказалась, пожалуй, наиболее эффективной. Однако без очередных казусов не обошлось. Так, натуральных шуб и полушубков в прошлом году много не шили – не дотянули и до половины объемов 2008-го. Но и те продать не смогли: в результате к 1 января нынешнего года запасы в 3 с лишним раза превысили показатель годовой давности. Видимо, стоит ожидать, что потребители станут реже обновлять свой верхний гардероб, если их к тому не подвигнуть какими-то специальными «завлекалками»: модными моделями, «вкусными» ценами, акциями и распродажами… Во всяком случае, костюмов и плащей отечественные швейники выпустили несколько меньше (объемы снизились на 23,6 % и 4,7 % соответственно), но роста складских запасов избежать не смогли. Однако куртки, пальто и полупальто спросом пользовались: запасы сокращались примерно в том же темпе, в каком и объемы выпуска. Но не совсем понятно, в чем экономическая целесообразность увеличения выпуска чулочно-носочной продукции на 11 с лишним процентов, если ее залежи на складах занимают теперь места в 1,6 раза больше, чем годом ранее?

Надо отметить, что вопреки расхожему мнению отечественный легпром по уровню своего развития – не самая отсталая отрасль. Можно даже сказать, передовая, если оценивать опыт наиболее успешных предприятий. Они-то со своими запасами вполне оперативно справляются, и модным блузкам и костюмам не приходится выступать пылесборниками в огромных складских помещениях. А вот для отстающих, видимо, нужен совсем другой способ избавления от товарных накоплений…

На снимке: продукция ОАО «Купалинка».

Фото: Наталия АБЛОЖЕЙ, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter