Эксперты били тревогу еще пять лет назад, когда с августа 2012-го Россия вступила в ВТО. Занятые ранее очень неплохие позиции удерживать стало не просто сложно, а практически нереально. За счет субсидий и девальвации рубля, начиная с 2013 года, российское производство сельхозтехники не только встало с колен, но и побежало. Если в 2014-м ее выпустили на 32,6 миллиарда рублей, в 2015-м — на 44,7 миллиарда, в прошлом – почти на 100 миллиардов рублей. Доля собственных комбайнов, тракторов, сеялок и прочих сельхозмашин на внутреннем рынке выросла до 54 процентов. Как видим, российские производители напористо вытесняют иностранцев, в том числе и белорусов, еще три года назад контролировавших три четверти рынка.
Между тем россияне — до сих пор наши самые крупные покупатели, и окно возможностей же не захлопнулось. По данным их Минсельхоза, оптимальный тракторный парк предполагает порядка 610 тысяч единиц, комбайнов — 210 тысяч, а сегодня в агрохолдингах и фермерских хозяйствах насчитывается лишь 460 тысяч тракторов и 150 тысяч комбайнов. Как говорится, — куда расти, но сможем ли?
За 11 месяцев 2016 года мы продали за рубеж 25857 тракторов — на 376,4 миллиона долларов, что на 2,1 процента меньше уровня 2015-го. Падает экспорт и на российский рынок. В натуральном выражении поставки уменьшились на 18,8 процента — до 9695 машин, в стоимостном — на 10,7 процента, до 151,1 миллиона долларов. Для сравнения: в 2011 году продали соседям более 25 тысяч тракторов.
Более уверенно наши производители чувствуют на российском рынке прицепной и навесной сельхозтехники. В 2016 году экспорт почвообрабатывающих агрегатов и комплектующих заметно прибавил в стоимостном выражении — в полтора раза. Не «подкачали» и дискаторы, продажи которых выросли вдвое, разбрасыватели удобрений — в полтора раза.
Диверсификация рынков, о которой так много и уже долго говорят, также дает плоды. Может быть, их не так много, как хотелось бы, но скоро только сказка сказывается. На деле, чтобы выйти на новый рынок, требуются годы переговоров и договоров. А нередко и договоренности на высшем уровне. Так, благодаря визиту Президента в Пакистан за 11 месяцев минувшего года эта страна приобрела 2557 тракторов, что на 23,7 процента больше, чем за аналогичный период 2015-го.
В нынешнем году МТЗ намерен нарастить экспорт более чем на 10 процентов. Строят планы и другие сельхозмашиностроители. Вот пример. На днях в крупнейшем фермерско-аукционном центре Англии прошла первая презентация малогабаритных тракторов «Беларус» ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов». Руководитель английских дилеров бобруйского завода так представил нашу технику: «Когда вы покупаете белорусский трактор, вы покупаете 71 год производственного опыта от одного из крупнейших в мире производителей тракторов. Мы чувствуем, с учетом тенденции к росту британского сельского хозяйства и начала процедуры Brexit сегодня оптимальное время для вывода этого ряда компактных тракторов на рынок Соединенного Королевства и формирования широкой дилерской сети в Англии, Уэльсе и Шотландии».