Наши таланты — из одного созвездия

В белорусских школах совершенствуются российские технологии развивающего обучения, берущие начало из трудов выходца из Беларуси академика Льва Выготского.

3 мая в Минске на базе Академии последипломного образования откроется вторая Международная олимпиада учащихся школ, которые работают по системе развивающего обучения — “Созвездие талантов”. Впервые в ней примут участие самые сильные соперники белорусских детей — школьники из России.
Взаимоотношения белорусских и российских педагогов в области развивающих технологий выходят далеко за рамки термина “сотрудничество”. Скорее, это совместная творческая работа над одним очень важным проектом. Его теоретическая основа закладывалась белорусом академиком Львом Выготским. На идеях Выготского базируются самые популярные в Беларуси российские технологии — система Эльконина — Давыдова, система Занкова, методика Зайцева. Сейчас по развивающим педагогическим технологиям в Беларуси работают 1870 классов. Обучением педагогов и их методической подпиткой занимается Центр развивающих педагогических технологий Академии последипломного образования, сотрудники которого окончили открытый институт “Развивающее образование” в Москве.
— Поскольку технологии развивающего обучения стимулируют творчество учителей и методистов, у нас много своих наработок в рамках российских методик, — говорит начальник Центра развивающих технологий Академии последипломного образования Светлана ШАКУРА. — Они касаются формирования индивидуальной учебной деятельности, организации контроля и оценки в системе развивающего обучения и многого другого.
Теория учебной деятельности и субъекта обучения — основа любой методики развивающего обучения. “Развивающиеся” дети добывают знания сами, им не дают готовых правил и образцов решения задач. Они самостоятельно проделывают путь от постановки одной конкретной задачи через открытие общего способа действия к решению других задач. Если найденный ими способ для какой-либо задачи не подходит, перед ними возникает новая задача, и они вновь пытаются найти общий способ действия.
Педагоги двух стран тоже ищут алгоритм эффективной работы сообща. Белорусский центр развивающих технологий тесно сотрудничает с международной ассоциацией “Развивающее образование” (Москва), Ассоциацией педагогов-новаторов города Санкт-Петербурга, Федеральным центром Л.Занкова (Москва), корпорацией “Федоров” (Самара), издательством “Вита-Пресс” (Москва) и другими.
Общая для Беларуси и России проблема приверженцев развивающего обучения — в неготовности школ обеспечить его преемственность на средней и старшей ступени. Индивидуальная учебная деятельность лишь у 20—25 процентов детей формируется в начальной школе, как правило, у большинства это происходит в 5—6-м классе. После этого возраста детей уже не так страшно перевести на иную технологию, даже традиционную: они умеют учиться, обладают навыками самоконтроля и самооценки. Но большинство классов, работающих по системам развивающего обучения, начальные. Обучить новым технологиям учителей-предметников намного труднее. В начале 90-х, когда белорусские школы буквально захлестнула волна новаторства, в одной параллели одной школы можно было увидеть классы, работающие и “по Занкову”, и “по Давыдову”, и по Дальтон-технологии. Разумеется, учитель-предметник не мог перестраиваться с одной методики на другую несколько раз в течение дня.
— Сегодня мы настаиваем на том, чтобы открытие первых классов по системе развивающего обучения принималось всем педагогическим советом школы, а администрация школы за четыре года подготовила учителей-предметников к работе по данной системе для приема этих детей, — объясняет Светлана Шакура. — В настоящее время мы ставим задачу организовать работу по системе развивающего обучения хотя бы с 1-го по 6-й классы. Тогда 7-й и 8-й классы становятся своеобразным переходным периодом, временем адаптации наших детей к традиционной системе. Старшая ступень белорусской школы сейчас переходит на профильное обучение, с широким применением модульных и проектных технологий. Практика показывает, что наши воспитанники более готовы к проектированию собственного обучения, чем “обычные” школьники, так как у них сформирована индивидуальная учебная деятельность, они умеют учиться и ответственно относятся к выбору профильных предметов.
Хотя на средней ступени процент классов, которые работают по развивающим технологиям, в Беларуси выше, чем в России, соседняя страна нас во многом обошла: там уже идет эксперимент на уровне 9—11-го классов. В отличие от Беларуси, педагоги которой до сих пор работают в постинновационном режиме, Россия наделила систему развивающего обучения статусом государственной. На практике это означает, что все вопросы, связанные с методическим обеспечением работы учителей, написанием и изданием учебников, там решаются намного проще.
Белорусы покупают в России необходимые учебники и пишут свои. Уже подготовлена к изданию программа по белорусскому языку, учебник и методическое пособие для учителя “Беларуская мова” для 1-го класса по системе развивающего обучения Д.Эльконина — В.Давыдова, программа и учебник по истории Беларуси. Правда, своих авторов мало, поэтому в создании учебника белорусского языка приняли участие российские и украинские специалисты. Хотя при развивающих технологиях учебники не очень важны, так как дети “пишут” свои учебники. Главное — хорошая подготовка учителя.
— Кадры — еще одна общая для двух стран проблема, — признается Светлана Шакура. — Любой ребенок будет комфортно себя чувствовать в классе, если он не объект, а субъект обучения, а его взаимоотношения с учителем есть совместная увлекательная познавательная и исследовательская деятельность. Но далеко не каждый учитель сможет овладеть системой развивающего обучения. Ко второму году обучения в нашем Центре отсеивается примерно 50 процентов слушателей. Остаются только те, кто понимает значимость системы развивающего обучения, не умеет годами работать по старым конспектам, постоянно развивается, занимается самообразованием.
Некоторые педагогические колледжи Беларуси и России уже открыли факультативы, знакомящие слушателей с развивающими технологиями. Решается вопрос о введении в учебную программу педагогических вузов соответствующего спецкурса. Но и высшая школа обеих стран ощущает нехватку компетентных преподавателей новых методик.
Наверное, большинство будущих преподавателей еще так юны, что готовятся принять участие в международной олимпиаде “Созвездие талантов”!
Кстати, в прошлом году Минск принимал команды школьников из Латвии и Украины. Но белорусские дети побеждали так уверенно, что организаторы испытали даже некоторое чувство неловкости перед гостями. На этот раз у белорусов на редкость сильные соперники.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter