Наши на китайских полях

В этом сезоне на хэйлунцзянских полях работают комбайны, собранные на совместном белорусско–китайском предприятии «Дунцзин — Гомель»

Комбайнер Лу Синвэй неразговорчив — и это понятно: у него жаркое (во всех смыслах) время. Это у нас летний день год кормит, а на северо–востоке Китая год кормит день осенний: с конца августа до октября идет уборка урожая — кукурузы, пшеницы. Северо–восточные провинции Хэйлунцзян и Цзилинь — закрома Поднебесной. В этом сезоне на хэйлунцзянских полях работают комбайны, собранные на совместном белорусско–китайском предприятии «Дунцзин — Гомель», и комбайнер Лу своей машиной (это кормоуборочный комбайн КСК–600) доволен: «Хороший комбайн. Главное, очень эффективный, хорошо убирает. И быстро». Сказал — и снова юркнул в кабину. На поле привезли нехитрый обед (паровые булочки маньтоу и рис с овощами), но Лу решил сделать «еще одну проходку» до обеденного перерыва.


На соседнем поле работает комбайн для уборки кукурузных початков. Эту модель на заводе «Гомсельмаш» разработали специально для китайских полей. Результатом довольны все: и конструкторы, и производители, и комбайнеры. Заместитель генерального директора СП «Дунцзин — Гомель» Александр Савков, 17 лет проработавший главным технологом на «Гомсельмаше» и знающий о комбайнах буквально все, о новой машине рассказывает с гордостью: «Мы стабильно получили производительность комбайна до 1 га в час, причем на разных полях — небольших, с уклонами, больших равнинных. Всюду комбайн показывал высокую производительность и надежность. Практически на протяжении всех испытаний отказов не было».


Совместное предприятие «Дунцзин — Гомель» создано в 2009 году. Всего за полтора месяца бывшее складское помещение в бурно развивающемся районе Харбина Суньбэй превратилось в полноценный цех с приводным конвейером. Белорусов такие темпы (лет двадцать назад их назвали бы не иначе как ударными) и удивили, и порадовали: значит, китайский партнер в сотрудничестве заинтересован и настроен серьезно. Так и оказалось. В прошлом году появилось еще одно совместное производство — на этот раз тракторное, «Дунцзин — Минск». С китайской стороны партнер один — «Дунцзин Груп», а с белорусской стало двое: к уже упомянутому «Гомсельмашу» добавился МТЗ.


На сегодняшний день механизация сельского хозяйства в Китае достигла 52%. Возможности роста огромны, хотя не безграничны. Например, на юге страны размер полей невелик. С одной стороны, потому, что они со всех сторон зажаты горами, с другой — потому, что находятся в личном владении. Так что механизация там практически и невозможна. Рис и другие культуры, как и столетия назад, и сеют, и убирают вручную: трактору или комбайну и развернуться негде. Зато на просторном севере, где и находятся белорусско–китайские СП, на агротехнику спрос растет. Так что президент компании «Дунцзин Груп» Чжан Дацзюнь в своем бизнес–плане не сомневается: «Мы очень уверены в дальнейшей перспективе. Спрос на сельскохозяйственную технику по всему Китаю оценивается примерно в 47 млрд. долларов. Цель наших предприятий — за 5 лет довести объем продаж до 1 млрд. долларов, — и, увидев мои удивленные глаза, добавляет: — Я считаю, цель вполне достижимая». Ему можно верить. Он предприниматель хоть и молодой по китайским меркам (всего 48 лет), но в своем деле далеко не новичок. Предприятию принадлежат 920 га земли, засеянной кукурузой и другими культурами. Именно там мы и посмотрели, как работает комбайнер Лу Синвэй. Кукуруза перерабатывается на собственных предприятиях, из нее в том числе готовят популярный в Харбине напиток, который получил «зеленую» (экологически чистую) марку. По соседству — огромный виноградный сад, единственный в провинции Хэйлунцзян, знаменитый еще и тем, что это самый северный вызревающий в Китае виноград. Он растет в теплицах. Из него сами производят вино, здесь же открыт «Банк вина», где винные погреба можно взять в аренду. У небедных китайцев сейчас стало модным пить и коллекционировать вино, и Чжан Дацзюнь одним из первых уловил этот тренд. Сам виноградный сад открыт для туристов: за 200 юаней (примерно 30 долларов США) можно провести здесь целый день и унести домой 4 кг собственноручно срезанного винограда. Так что для «Дунцзин Груп» переход от просто работы на земле к выпуску техники для работы на земле закономерен и естественен.


«Дунцзин Груп» — компания частная, но поскольку выпускает товар, нужный многим, не остается без поддержки государства. Но одними только субсидиями покупателя не убедишь. Ему важно и другое — качество, надежность и сервисное обслуживание. «Китайцы очень придирчиво относятся к качеству», — отмечает Александр Савков. Производители в качестве своей техники уверены. На тракторы дают гарантию 12 месяцев, на комбайны — 2 года. Китайских специалистов по обслуживанию тракторов будут готовить на МТЗ — в октябре, после уборки урожая, они поедут в Минск. А сейчас на китайских полях работают белорусы — обслуживают технику и тут же обучают китайских коллег. Ситуация с комбайнами почти такая же, с одним нюансом: специфике работы с машиной нужно обучать и комбайнеров. Сейчас, в уборочный сезон, в хозяйствах работают 8 специалистов с завода «Гомсельмаш» — проводят обслуживание техники и одновременное обучение специалистов. Проблема только одна — языковая. Но чтобы ее решить, «Дунцзин Груп» взяла в штат целую команду переводчиков. «Мы все больше понимаем друг друга, — говорит Александр Савков, — все–таки уже сработались, мы технари, смотрим чертежи, а чертежи читаются — языка не надо».


В одной только провинции Хэйлунцзян работают 15 компаний, выпускающих агротехнику, но, как уверяли меня в «Дунцзин Груп», настоящий конкурент у нас здесь только один — американский «Джон Дир», остальные сильно отстают по качеству и надежности.


Вообще, китайцы привыкли своей продукции доверять, а комбайны и тракторы, которые выпускают «Дунцзин — Гомель» и «Дунцзин — Минск», уже свои, местные. И не только по месту сборки, но и, как говорится, по железу. Локализация — непременный этап работы любого совместного производства. На предприятии «Дунцзин — Минск» первый этап локализации полностью завершен, рассказывает Сергей Астапенко, заместитель генерального директора предприятия: «Уже локализованы задние и передние колеса, например. То есть диски, шины закупаются здесь, аккумуляторы свои ставят, задние и передние рабочие фары... Локализировали передний груз — свой ставят. Мы сейчас предложили китайской стороне локализовать метизную продукцию — шайбы, болты, гайки, хомуты, думаем, что в Китае это будет дешевле. Так что, возможно, со следующего года тракторокомплекты уже пойдут сюда без метизной продукции, а она будет непосредственно закупаться на китайском рынке». Александр Савков отмечает, что на «Дунцзин — Гомель» доля местных комплектующих достигла 37%, «что для первого этапа очень много». Но отмечает, что претензий по качеству практически нет, к тому же китаец китайца понимает и контролирует хорошо.


Другая часть основательного подхода — не работать на склад. Практически все запланированные к сборке в этом году комбайны и тракторы уже проданы — то есть каждая машина предназначена для конкретного покупателя. Закончится сезон (сборки и уборки урожая), подведут итоги и наметят планы на будущий год. К концу ноября «Дунцзин — Минск» заключит новый контракт с МТЗ на поставку тракторокомплектов.


Организация сборочных производств в Китае экономически выгодна обеим сторонам. Например, ввозить машинокомплекты гораздо дешевле, чем готовый трактор или комбайн. На них действуют разные таможенные пошлины. О том, какие выгоды сулит получаемый в таких случаях знак «Сделано в Китае», мы уже сказали. К тому же для белорусов такие производства еще и грамотный маркетинговый ход — так наши производители усиливают свое присутствие за рубежом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter