Беларусь ищет новые рынки для экспорта сельхозпродукции

Наши куры в Голливуде?

За прошлый год наши аграрии экспортировали в Штаты товаров более чем на 2,5 миллиона долларов
ЭКСПОРТ сельхозпродукции не просто «стоит свеч», но и жизненно необходим. Эту азбучную истину сегодня понимает каждый, но не всякий способен сработать с экспортной прибылью. В 2014 году реализация продовольствия принесла около 5,6 миллиарда долларов – отставание порядка 590  миллионов. Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ убежден, что, несмотря на очень непростые условия работы экспортеров, связанные с девальвацией российского рубля, введением временных ограничений на поставку нашей сельхозпродукции в Россию,  доходы по мясу и молоку могли быть гораздо выше. Что мешает и где резервы?

В минувшем году Беларусь экспортировала 959,3 тысячи тонн молока и молочной продукции, что  на 3,5  процента  больше, нежели годом ранее. Но сегодня уже невозможно рассчитывать на наши конкурентные преимущества, надеясь на временно защищенный квотами рынок Таможенного союза. Поэтому и ставится задача не только нарастить, но и диверсифицировать экспорт. 

В который  раз напомнил об этом на еженедельной планерке в Минсельхозпроде и Леонид Заяц. Министр сообщил, что в пятницу о диверсификации экспорта состоялся разговор у Главы государства. Понятно, что российский рынок  по известным причинам сужается, падает покупательская способность наших соседей. Вывод: смелее и настойчивее выходить на рынки третьих стран. И хватит «разговоры разговаривать», надо максимально «приземлять» конкретные предложения на  конкретные сельхозпредприятия. «Год будет непростым. Неопределенность на внешних рынках сохраняется. Поэтому каждому необходимо гибко реагировать на внешние вызовы. Принципиально важно  существенно снизить внутренние издержки и серьезно поработать с экспортом, особенно на нетрадиционных рынках», — ставит задачу глава ведомства. 

Где резервы? По итогам 2014 года средний удой молока от коровы составил 4540 килограммов — на 12 килограммов меньше предыдущего. Около 700 сельхозорганизаций — почти 60 процентов от их общего количества — надоили ниже среднереспубликанского уровня.  Повышение продуктивности буренок в этой группе хозяйств до 4500 килограммов позволило бы получить дополнительно около 880 тысяч тонн молока и более 3 триллионов рублей выручки от реализации продукции. 

Далее. Несмотря на рост поставок на переработку молока и производства молочной продукции (темп роста к уровню 2013 года около 107 процентов) в 2014 году на заводы реализовано лишь 41 процент молока сорта «экстра» и 47 процентов высшего сорта.  Качество продукции сегодня вопрос номер один. Это не только финансовые потери, но и угроза конкурентоспособности и  потери рынков. 

Понятно, нас нигде не встретят с распростертыми объятиями. Тем не менее, например, делегацию Минсельхозпрода ждут в Китае, где планируется встретиться с бизнес-кругами  для налаживания поставок сельхозпродукции. Но и здесь надо бы держать «нос по ветру»: китайцы в первую очередь хотят сыр. Продукция — супер  выгодная  для нас. Но для этого необходимо нарастить мощности молочных комбинатов. Укрупнить  несколько из них для производства необходимых объемов и завязать солидное и долгосрочное сотрудничество. Очень сжатые сроки: до 8 марта определиться и до посевной посетить эту страну с конкретными предложениями.  

На прошлой неделе прошла, без преувеличения, прорывная встреча специалистов Минсельхозпрода и руководителей Минсельхоза США. Заместитель министра Игорь Брыло обратил внимание на то, что «представитель американского Минсельхоза Алексис Тейлор высказала удовлетворение тем, что аграрные ведомства двух стран стоят впереди по налаживанию белорусско-американских отношений не только в торговой, но и во внешнеполитической плоскостях. Она поблагодарила белорусов за независимую позицию и предпринимаемые усилия по стабилизации ситуации в Украине». 

За прошлый год наши аграрии экспортировали в Штаты товаров более чем на 2,5 миллиона долларов, что на 50 процентов больше уровня 2013 года. Белорусская молочка, хлебобулочные и макаронные изделия, соки, рыбная продукция, кондитерка и алкоголь укрепляются на североамериканском континенте. Но надо наращивать объемы, расширять ассортимент и попытаться войти в американские торговые сети, считает начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов.

О чем договорились? Например, хозяин фирмы «Растрелли» готов активно продвинуть продукцию Гродненского мясокомбината в Объединенные Арабские Эмираты. В марте он намерен организовать приезд на предприятие ветеринаров ОАЭ. И это только начало, считает глава Минсельхозпрода. Он убежден, что нужно очень внимательно подойти к рынку Арабских Эмиратов. Им нужны тушки цыплят 800 –1200 граммов. Заявка на них есть, но нужно тщательно просчитать, какая будет формироваться себестоимость. Если рынок заказывает именно такую продукцию, нужно так перестроить предприятие, чтобы обеспечить требования рынка. Более того, ОАЭ могут быть площадкой для реэкспорта белорусских товаров в третьи страны. Речь идет о рынках арабских государств Ближнего Востока, Восточной Африки. 

Белорусская сторона пригласила руководство американского сельскохозяйственного ведомства в Беларусь и ознакомиться с работой аграрного сектора в рамках международной сельскохозяйственной выставки «Белагро-2015». Там и планируется подписать соглашения о взаимопонимании и сотрудничестве между сельскохозяйственными министерствами двух стран.

germanovich@sb.by

P.S. Подробности о встрече с американскими коллегами читайте в следующем номере.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter