Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как на всю жизнь сохранить ребенку хорошее зрение

Наши глаза – это окно в большой мир

Орган зрения – важнейший канал информации, около 90 % всей получаемой человеком информации поступает через зрительный анализатор. С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, а вот разбираться в том, что именно видит, начинает постепенно.



Формирование оптической системы – длительный процесс, особенно интенсивно протекает в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, его преломляющая сила. Острота зрения, равная 1, формируется не сразу и заметно колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеют дальнозоркую рефракцию, и только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению относительного числа детей с дальнозоркой рефракцией. Однако в возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. По данным многих авторов, число близоруких малышей в дошкольном возрасте увеличивается почти в два раза: 1,5 % – в 3 года и 3,0 % – в 7 лет.


Ирина Павловна Ярошенко,
врач первой квалификационной
категории
Ребята особенно любят рисовать, в более старшем возрасте – читать, писать, складывать конструктор или играть в компьютерные игры. Чисто зрительная работа не должна превышать 5–10 минут в 3–4 года и 15–20 минут в 5–6 лет. После таких занятий можно переключить внимание детей на действия, не связанные с напряжением зрения. Общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа – в 6–7 лет.

Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения имеет правильная посадка, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.

Несмотря на возрастающую популярность развивающих игр, следует помнить о чувстве меры: продолжительность таких игр не должна быть более 20 минут единовременно и более 60 минут – за весь день. Просмотр ТВ, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет вообще запрещены. С 3 до 4 лет время просмотра ТВ-передач или игры за компьютером – 20 минут, в 5–6 лет – 30 минут в день. Оптимальное расстояние для зрения – 2,0–5,5 м, сидеть рекомендуется не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение.

К организации светового режима в квартире, в которой находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций. Комнатные растения значительно ухудшают освещенность. Завешивать окна в детской комнате следует только светлыми занавесками по краям оконного проема, но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна.

Запыленность и загрязненность окон приводит к понижению освещенности на 40 %. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения. Очень важно регулярно (раз в неделю) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее трех раз в году снаружи.



Эти несложные приемы по гигиене зрения детей – прямой путь к успешному сохранению зрения на всю жизнь.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

«Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить семь раз.

«Далеко – близко». Нужно поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. На рассматривание каждой цели отводится до десяти секунд. Выполнить семь раз.

«Восьмерочки». Пусть ребенок мысленно представит цифру восемь. Если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность», или восьмерка на боку, предложите ребенку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать семь раз.

«Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.

«Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадает с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1–2 секунды. Выполняем 5–6 раз.

«Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке шариковая ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем пять секунд перерыва, затем еще пять таких приближений.

«Легкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить шесть раз.

«Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель дает задание найти взглядом какую-то вещь или книгу и сказать, где она стоит.

«Туда-сюда». Сделать семь вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. Маленьким деткам выполнять это упражнение будет интереснее с яркой игрушкой или предметом, за которым нужно следить, пока родитель его двигает.

«Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до пяти, сделать перерыв 1–2 секунды, затем выполнить еще пять раз.

ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter