Наше Коссово

История белорусского города Коссово приобретает нынче особое звучание. А потому мы считаем особенно значимым путешествие во времени и пространстве по самобытному белорусскому городу В очень ветреный, холодный день мы выбрались в командировку, в которой нашим гидом стала бывший директор музея, а ныне председатель горисполкома Мария Люндышева. Ездили с ней по городу, встречаясь с людьми и фотографируя достопримечательности, и не переставали удивляться. Город Коссово — один из самых маленьких в Беларуси. В нем всего лишь 24 улицы протяженностью 17 километров. Большая половина из 994 семей проживает в частном секторе. Всего в городе живет 2445 человек, что в два раза меньше, чем столетие назад. Что любопытно: в городе имеется немало памятников архитектуры. В реставрации некоторых из них финансовую помощь оказывает такая авторитетная международная организация, как ЮНЕСКО. Реставрация Коссовского дворцово-паркового ансамбля ведется с апреля прошлого года. Памятник архитектуры ХІХ века возвращает к жизни ОАО «Брестреставрация». Рабочими бригады руководит Олег Попко. Это в основном местные коссовские строители, горячо переживающие за то, чтобы реконструкция многострадального дворца, по поводу которой в прежние годы сломали столько копий, в конце концов была завершена... На снимке: реставрируемый Коссовский дворцово-парковый ансамбль стал визитной карточкой одного из самых маленьких городов Беларуси. Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

История белорусского города Коссово приобретает нынче особое звучание. А потому мы считаем особенно значимым путешествие во времени и пространстве по самобытному белорусскому городу

1. Стоит дворец, продуваемый ветрами…

В очень ветреный, холодный день мы выбрались в командировку, в которой нашим гидом стала бывший директор музея, а ныне председатель горисполкома Мария Люндышева. Ездили с ней по городу, встречаясь с людьми и фотографируя достопримечательности, и не переставали удивляться. Город Коссово — один из самых маленьких в Беларуси. В нем всего лишь 24 улицы протяженностью 17 километров. Большая половина из 994 семей проживает в частном секторе. Всего в городе живет 2445 человек, что в два раза меньше, чем столетие назад. Что любопытно: в городе имеется немало памятников архитектуры. В реставрации некоторых из них финансовую помощь оказывает такая авторитетная международная организация, как ЮНЕСКО.

Реставрация Коссовского дворцово-паркового ансамбля ведется с апреля прошлого года. Памятник архитектуры ХІХ века возвращает к жизни ОАО «Брестреставрация». Рабочими бригады руководит Олег Попко. Это в основном местные коссовские строители, горячо переживающие за то, чтобы реконструкция многострадального дворца, по поводу которой в прежние годы сломали столько копий, в конце концов была завершена.

Срок окончания строительства – конец августа 2011 года. Спешат строители, невзирая на непогоду, потому что им доверили дело государственной важности. В октябре 2007 года ходатайство Брестского облисполкома и Министерства культуры Беларуси о включении Коссовского дворца в республиканскую инвестиционную программу было поддержано Президентом Александром Лукашенко.

Когда мы были в центре города, к нашей спутнице Марии Люндышевой подошел молодой человек.

— Подскажите, пожалуйста, — попросил он, — как мне добраться до дворца. Много о нем слышал, а ни разу не видел. Хочу наконец с ним познакомиться.

А нам подумалось: именно такие одержимые любители и ценители белорусской истории, ее памятников по достоинству оценят усилия реставраторов. Ведь вслед за восстановленными замками в Несвиже и Мире, других населенных пунктах Беларуси вскоре появится и Коссовский дворцово-парковый ансамбль. Еще не восстановленный объект за пять лет посетили 60 тысяч человек. В обновленном дворце длиною 100 метров (в нем более 130 комнат) вскоре откроется гостинично-туристический комплекс.

Это пока дворец стоит неприкаянно, продуваемый всеми ветрами. Но после окончания реконструкции он, ожидается, станет Меккой для туристов, просто любознательных людей, потребуются и места для отдыха. Рядом с дворцом и музеем-усадьбой Тадеуша Костюшко, которую возвели в короткие сроки, уже расположилось кафе. Оно стало любимым местом отдыха. Здесь гуляют свадьбы, проводят другие торжества, общаются на острове, появившемся среди трех рукотворных озер – слишком много земли понадобилось в свое время, чтобы приподнять дворец, сделать для него возвышение. Всю эту красоту, думается, по достоинству оценят не только отечественные, но и зарубежные туристы.

2. Художник Калиновский, земляк великого Костюшко

В тот вечер, когда разбушевалась непогода, Василий Калиновский вдохновенно работал. В своей мастерской — небольшом здании, построенном во дворе дома, — писал пейзаж. За этим занятием мы его и застали, оторвав на некоторое время от работы. Хотели не спеша познакомиться с его картинами, а их почти не оказалось в наличии. «Ушли в народ», — пошутил художник.

Можно сказать, что Василий Иосифович — самоучка. Института или академии он не заканчивал. Разве что курсы повышения квалификации, которые организовывали когда-то в основном для учителей рисования. А между тем все признают: Калиновский — талант! Специализируется он в основном на пейзажах. Для новой церкви деревни Гощево, что расположена неподалеку, 21 картину написал. В библейские сюжеты художник вложил собственные переживания и страдания. В свое время он уехал из Минска, где прожил немало лет, в родное Коссово. Здесь его корни, легко дышится и плодотворно работается. Здесь, признается, настоящая свобода. А она ему для жизни и творчества как воздух нужна.

Есть у Василия Иосифовича большая мечта. Очень хочет он достойно изобразить на полотне своего великого земляка Тадеуша Костюшко. Сознает, что эта картина рядовой, а тем более проходной быть не может. Поэтому долго и терпеливо вынашивает ее замысел.

— Из нашего великого земляка многие пытаются сделать чуть ли не Бога. Но он, по моему пониманию, простой человек. Таким я его и попытаюсь изобразить. В тот момент, когда Тадеуш Костюшко прощается с родителями, прежде чем уехать на чужбину, — поделился мыслями художник.

Прежде чем приступить к картине, Василий Калиновский досконально изучил всю жизнь своего именитого земляка. Напомним: 1776—1783 годы тот провел за океаном, сражаясь за независимость США. Благодаря военному таланту полковника Костюшко американская армия выиграла в 1777 году очень важное сражение, вошедшее в историю как битва под Саратогой. Не случайно Конгресс США удостоил этого мужественного человека звания бригадного генерала и наградил самой высокой наградой — орденом Цинцинната. После возвращения в родные края наш герой не сразу, но все же получил должность в польской армии, активно участвовал в войне 1792 года. Через два года он возглавил национально-освободительное восстание в Польше, Беларуси, Литве. Будучи раненым, Тадеуш Костюшко попадает в плен и становится узником знаменитой Петропавловской крепости. Российский император Павел I освободил его из неволи в 1796 году. После этого национальному герою Польши и США, почетному гражданину Франции пришлось жить в изгнании, скитаясь из одной страны в другую. Умер он в Швейцарии. Его прах перевезен и похоронен в замке Вавель в Кракове, сердце — в королевском замке Варшавы…

3. Кишары и наволочь

Жителей автономного края Косово, расположенного в бывшей Югославии, называют косоварами. Аборигены небольшого города, неподалеку от районного центра Ивацевичи, именуют себя кишарами. Диалектное слово «кишары» берет свое начало со стародавних времен: с тех пор, когда на месте будущего города располагались бойни, где занимались убоем скота, выращенного на окрестных пастбищах.

А вот тех, кто приезжал в Коссово на постоянное место жительства, местный люд также издавна называл наволочью. Трудно сказать, что кроется за этим обидным для новоселов словечком: защитная реакция коренных жителей, стремящихся не потерять самобытность и неповторимость своей малой родины, не раствориться в массе людей с иными традициями; ревность перед обычно преуспевающими и удачливыми пришельцами из других регионов?..

Больно било это обидное словечко по самолюбию, тонким струнам души молодоженов Марии и Сергея Люндышевых. После окончания технологического института молодые специалисты получили распределение на Коссовское мебельное производственное объединение. Не на словах, а конкретными делами старались доказать, что никакая они не наволочь, а неравнодушные, трудолюбивые люди, радеющие о настоящем и будущем города, в котором живут. Все это не осталось незамеченным. Не случайно именно Марии Васильевне доверили возглавить музей-усадьбу Тадеуша Костюшко, который родился в двух километрах от Коссово – фольварке Морачевщина.

Впервые Коссово упоминается в исторических летописях в 1494 году. У него на протяжении трех столетий было семеро хозяев. Один из них – помещик Казимир Пусловский — в 1838 году начал возводить уникальный дворец, а его сын Вандолин в 1840-м закончил стройку. Архитектурные шедевры дворца в виде угловых башенок с зубцами, стрельчатых окон и бойниц разрабатывали зодчие Франтишек Яшчольд и Владислав Маркони, выпускник Петербургской академии художеств.

Когда-то в замке было 132 комнаты и залы, каждая из которых – со своими особенностями. В Белой зале располагалась гостиная, в Черной, облицованной в черный мрамор, играли в карты. Когда Пусловские встречали гостей, паненки поднимались по лест­нице, одной рукой придерживая пышные юбки, а другой дотрагиваясь до стен, – и раздавалась чудесная музыка. Кстати, среди гостей Пусловских было немало и знаменитых людей: Элиза Ожешко, Наполеон Орда, Генрих Сенкевич, Юзеф Пилсудский, Вацлав Ластовский…

Парадная зала представляла чудо-аквариум: здесь под двойным стеклянным полом плавали сотни экзотических рыб. Был в замке свой зверинец, в котором особое место занимал царь зверей – лев. Ночами хозяева выпускали его из клетки и он охранял их сон.

Одна из легенд гласит: когда-то проложили подземный ход, что связывал Коссовский и Ружанский дворцы, которые находились друг от друга на расстоянии 25 километров. Этот ход был настолько широк, что по нему ездили на каретах. Местные жители поговаривают, что он сохранился до сих пор, равно как и захоронение статуй, привезенных из Италии и представлявших большую ценность. Это утверждение не беспочвенно. Есть сведения о том, что в дворце Пусловских размещалась одна из крупнейших коллекций искусства и древностей плюс здесь имелись огромные золотые часы. Следы всего этого добра потерялись. Дворец пошел по рукам различных хозяев, а пламя последней войны и вовсе оказалось для него губительным: он был выжжен дотла. Но больших раскопок, которые подтвердили бы либо опровергли древние легенды, никто не проводил…

Под предводительством Кастуся Калиновского у Коссова прошел бой повстанцев с правительственными войсками. На коссовском католическом кладбище сохранился памятник, установленный погибшим в том бою участникам восстания.

И воинов, погибших во время Второй мировой, в городе не забывают. Свидетельство тому — всегда досмотренные могилы тех, кто погиб в Великую Отечественную, братская могила советских воинов, памятник партизанской славы. Именно горисполком во главе с Марией Люндышевой (пару лет назад из музея-усадьбы Тадеуша Костюшко переехала на улицу его имени: именно здесь в доме № 2 находится горисполком, председателем которого ее избрали) старается хранить историческую память, помнит о погибших, воздает должное ветеранам. То есть достойно продолжает дело, начатое бывшим председателем, ныне покойной Тамарой Хинко, другими энтузиастами и патриотами своего города. Особенно среди них выделяется Сергей Филипович. Глыба, каких поискать! Почти четыре десятилетия возглавлял производственное мебельное объединение, внес огромный вклад в развитие города. Сергей Адамович является почетным гражданином Коссова, его именем (уникальный случай — еще при жизни!) названа одна из улиц.

В Великую Отечественную погибло около трех тысяч мирных жителей, живших в Коссово. Накануне войны, в 1939 году, в городе числилось 3850 человек. Выходит, он был уничтожен на три четверти. Жертв было бы еще больше, если бы не самоотверженность священника Василия Антоника.

Когда во время карательной операции фашисты согнали мирных жителей, приготовившихся к самой худшей для себя участи, за них вступился местный протоиерей. Он стал просить оккупантов отпустить земляков, уверял, что у них нет и никогда не было оружия.

— Поклянись на своем кресте, — предложил в ответ немецкий офицер.

Священник таким образом спас людей.

Теперь на доме, в котором когда-то жил протоиерей Василий Антоник, установлена мемориальная доска. Его именем названа улица.

Почетным гражданином города Коссова стал Владимир Михайлович Толкачев. В минувшую войну он попал в плен к фашистам. Но убежал. Стал партизаном отряда имени Сильницкого, который базировался в бывшем Коссовском районе.

Будучи начальником санитарной службы отряда, Толкачев контролировал и ту пищу, которую употребляли партизаны. Как-то пасмурным утром он пришел на кухню, чтобы снять пробу приготовленной на завтрак еды. В одном из котлов грелась вода, цвет которой был почему-то розовым.

— Картошку на обед будем варить, — разъяснила подсобная рабочая Вера, которая незадолго до этого пришла в отряд из Бреста.

Вместе с Иваном Ковалевым, который дежурил по кухне, начальник санитарной службы вылил подозрительную воду, заставил Веру хорошо вымыть котел.

А позднее в соседнем отряде имени Калинина арестовали диверсантку, которая имела при себе три упаковки цианистого калия. Арестованная призналась, что с такой же миссией и тремя дозами цианистого калия фашисты заслали в отряд имени Сильницкого и ее сообщницу Веру. Когда арестовали и эту диверсантку, то нашли только две упаковки яда. А третью, выяснилось, Вера бросила в котел с водой, которую заставил вылить бдительный Толкачев, тем самым спасший жизни партизан.

После войны, окончив медицинский институт, Владимир Михайлович всю жизнь лечил людей, был главным врачом коссов­ской больницы. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный врач Беларуси». Но самая большая награда для ветерана – благодарность и признательность людей. Как и давно уже скончавшегося священника Василия Антоника, они считают медика Владимира Толкачева своим спасителем.

На снимке: герб и въездной знак Коссова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter