Наше кино

Сегодня завершается ХV Минский международный кинофестиваль “Лістапад-2008”. Лишь вечером мы узнаем, каким художественным фильмам зрители отдали золото, серебро и бронзу. Пока же известно, что все фестивальные дни в рейтинге зрительских симпатий лидировала лирическая комедия белорусского режиссера Ивана Павлова “На спине у черного кота”.А вот кому из участников конкурса неигрового кино будет вручать свой специальный приз “Народная газета”, мы уже можем сообщить. Итак, наш с вами приз “За народность и гражданственность” сегодня получит режиссер Сергей Гранкин из Израиля за документальный фильм “Новые самаритянки”.

Кинокомедия “На спине у черного кота”, социально-психологическая теледрама “Рифмуется с любовью”, телемелодрама “Пока мы живы”, телебоевики “Краповый берет” и “В июне 41-го”, иронический теледетектив “Тень самурая” — все эти художественные фильмы белорусского и белорусско-российского производства были представлены зрителям на ХV Минском международном кинофестивале “Лістапад”. Впервые за историю этого форума белорусского кино было много: вместе с документальными лентами и фильмами для детей — около 20 картин.
Среди премьер фестиваля — фильм “Стая” режиссера и оператора Дмитрия Зайцева, самого титулованного из ныне здравствующих и действующих классиков белорусского кино, одного из самых ярких представителей шестидесятников в Беларуси. Он — заслуженный деятель искусств БССР, лауреат государственных премий: СССР 1984 года за операторскую работу в фильме “Люди на болоте” и Республики Беларусь 1996 года как режиссер фильма “Цветы провинции”; премии Ленинского комсомола Белоруссии и Гран-при “Серебряная Минерва” “За высокое исполнительское мастерство актеров и отличное техническое решение фильма, придавшее ему особую выразительность” на ХХІІ Международном Венецианском кинофестивале детских и юношеских фильмов — в 1970 году как оператор картины “Иван Макарович”.
Обратиться к теме взаимоотношения поколений, вечной проблеме отцов и детей, “молодых, которые растут в мире соблазнов, бесконечного потока информации и такого доступного на вид богатства” его заставила личная жизненная трагедия — гибель сына Данилы в Греции при весьма странных обстоятельствах. “Стая” — история о группе городских парней, попавших в начале 90-х годов под влияние криминальных воротил, “завихренных” псевдоромантикой добывания денег любой ценой.
Для создателей фильма принципиально важным было найти достойного актера на роль главного героя — юноши, вокруг которого разворачиваются события фильма. К великому сожалению режиссера, ему не удалось найти молодого героя: “таких типажей практически нет ни на одном актерском курсе белорусских творческих вузов”. И, как часто бывает, в момент крайнего отчаяния он увидел своего кинематографического Данилу... в маршрутном такси и сразу же предложил ему сниматься в картине. Студент факультета психологии Белорусского государственного университета Артем Рыбкин согласился. В результате получился удачный дебют. Друзей и соучастников “заблудившегося” юноши также сыграли непрофессиональные актеры Егор Комлев, Константин Голуб, Дмитрий Калачев. Первая роль в кино у Виолетты Нестерович, студентки Белорусской академии искусств, сыгравшей юную стерву. В возрастных ролях снимались известные белорусские и российские актеры: Зоя Белохвостик, Александр Кашперов, Сергей Газзаров. Тех, кто любит творчество известного белорусского барда Анатолия Длусского, актер порадует на экране исполнением своей новой песни.
Представляя на премьере творческую группу, ведущий назвал Сергея Гармаша “почти белорусским актером”, имея, видимо, в виду то, что актер около десяти лет снимается в Минске, — съемки многих сцен телесериала “Каменская” и других фильмов с его участием проходили в Минске и окрестностях. На это народный артист России заметил: “Мне приятно, что меня причислили к белорусским актерам. Я надеюсь, что придет время, и белорусская киностудия займет то достойное место, которое она занимала в ряду киностудий бывшего Советского Союза”.
Как видим, предпосылки к этому кинопрограмма “Лістапада-2008” дает. Как ни на одном из предыдущих фестивалей, белорусский кинематограф был представлен емко и разножанрово. Отрадно, что зрители увидели работы признанных мастеров, среднего поколения и уверенно входящих в национальный кинематограф учеников классиков. Примечательно, что кроме премьеры “Стаи”, 25-летия “Белых рос”, 40-летнего юбилея “Ивана Макаровича” на вечере памяти режиссера и оператора Юрия Марухина показали фильм “Восточный коридор”, снятый в 1966 году, а на юбилейном вечере Анатолия Котенева — короткометражку “Черный ящик” 1997 года выпуска. Режиссера Михаила Пташука помянули кинолентой “Кооператив “Политбюро”, или Будет долгим прощание” 1993 года.

Блицопрос: Ваши впечатления о “Лістападзе-2008”?

Андрей ГЕРАСИМОВИЧ, менеджер:
— Очень понравилась белорусская картина “На спине у черного кота”. Причем не из-за того, что я сам живу в Беларуси. На кинофестивале “Киношок” в Анапе был открытый показ: около 3 тысяч человек посмотрели эту картину, и я слышал только хорошие отзывы. Этот фильм — добрый и простой, для доброго народа. Тяжелый осадок оставил в моем сознании фильм Кшиштофа Занусси “Черное солнце”. Очень своеобразная картина. Историю на все времена представил российский режиссер Александр Прошкин своим фильмом “Живи и помни”. Актриса Дарья Мороз в главной роли выложилась до донышка. Блистательно играют в фильме Анна Михалкова, Сергей Маковецкий.
Вячеслав Степанович, инженер:
— Фестиваль в этом году меня порадовал своей программой. Фильмов, которые стоит посмотреть, было много. Но меня как зрителя не устроило то, что лишь немногие картины демонстрировались в нескольких кинотеатрах столицы. Например, фильм “Мечты о Калифорнии”, как мне сказали, шел только в кинотеатре “Октябрь”. Может быть, не только в нем. Но получить более точную информацию не было никакой возможности. Хотелось бы, чтобы в будущем было больше информации о том, что и где можно посмотреть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter