«Наше «Братство» крепнет с каждым днем»

Директор Галина Корниенко сказать так имеет полное право 

Все основания утверждать это директор сельхозпредприятия Галина Корниенко имеет

Яркая сочная зелень, тянущаяся к теплому, почти южному солнышку, широко и раздольно несущая свои воды Припять, темные хвойные, светлые березовые, тенисто-задумчивые дубовые леса, ухоженные поля, щедро одаривающие людей хорошими урожаями, – так в самых приблизительных очертаниях вы-глядят сейчас пейзажи Наровлянского, самого южного в стране района. Словом, поч-ти рай земной. Если не знать, что большая часть этого «рая» и ныне, почти четверть века спустя после рокового взрыва на Чернобыльской АЭС, до сих пор весьма опасна для человека. А потому столбы с колючей проволокой, преграждающие въезд в зону отчуждения, хоть и смотрятся нелепо и чужеродно в зеленом половодье, стоять будут еще, увы, долго. Радиологические лаборатории, которые практически тотально контролируют все, что растет и живет на этой земле, без работы не останутся. А теперешние жители района, как, впрочем, и их дети, так и не рискнут сорвать ягоду или гриб в богатейших здешних лесах, зная, что невинное это лакомство легко может дать организму годовую дозу внутреннего облучения.

Все это есть, но тем не менее жизнь продолжается. И, а не заметить этого нельзя, зримо стремится к новому качеству. Редко где, даже в самой отдаленной деревушке, встретишь зияющий пустыми окнами брошенный дом, хотя еще пять лет назад видел такое на центральной улице одного из райцентров. Асфальт, природный газ, магазины, автолавки и так далее – власть делает все возможное для обеспечения нормальной жизни человека.      

Очень, кстати, четко все это видно в Наровле и районе. Сам город и в тяжелые девяностые, когда вопрос о том, жить или не жить здесь человеку вообще, стоял очень остро, выглядел совсем не депрессивно, занимал первые места в республиканских и областных конкурсах по благоустройству. Село отставало в том числе и потому, что эффект от переспециализации хозяйств, комплекса агротехнических и прочих мероприятий, позволяющих получать на этих землях чистую продукцию, проявляется не сразу. Но уже два года назад я рассказывал в газете о том, как, казалось бы, умирающая, полупустая деревня Завойть стала первым на Наровлянщине агрогородком, со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими последствиями.

Демидов, где после всех волн отселений осталось жить 260 человек, — тоже агрогородок. Главная экономическая составляющая которого – суперсовременный молочнотоварный комплекс на 700 голов. В октябре прошлого года он вступил в строй и вообще возведен за рекордно короткие сроки.

— За свои деньги и кредитные ресурсы, — с особой гордостью подчеркивает директор сельхозпредприятия «Братство» Галина Корниенко. — Ни бюджетных, ни «чернобыльских» мы на него не просили. Сами, без отсрочек и послаблений, платим проценты по кредиту. Пятьдесят миллионов в месяц. Многовато, но ведь и с комплекса пошло уже хорошее молоко и много — за квартал произвели его 525 тонн, одна половина его принята как экстра, вторая — высшим сортом.

О комплексе, который разместился в недалекой от Демидова деревне Свеча, Галина Васильевна готова рассказывать бесконечно. Почему, спрашивается? Да, технология здесь суперсовременная — компьютерный учет и контроль, дифференцированное, в зависимости от продуктивности, кормление, жесткий контроль качества продукции и так далее, но ведь подобных комплексов, и директор об этом прекрасно знает, в стране уже сотни.

— Ну что же вы сравниваете наш хлебнувший лиха район с благополучными во всех отношениях регионами? Для нас комплекс — это не только производство, а своего рода символ. Добрый знак того, что все горести позади, что мы больше не пойдем по свету, а будем жить и работать на своей земле. Это новое качество труда, а значит, и жизни — если работник комплекса получает сегодня хорошую зарплату, а здесь она в среднем около 800 тысяч, то эти деньги он понесет в семью, а не в винный отдел магазина. Поверьте, мои земляки это заслужили. И пусть нас не так много, но сама жизнь научила работать не числом, а уменьем, — очень эмоционально отвечает на мой вопрос Галина Васильевна.

Немножко зная о жизненном пути моей собеседницы, я понимаю и природу ее эмоций. Свое начало, как я понимаю, они берут с той далекой уже поры, когда еще до занятий в школе девочка Галя бежала на ферму к матери, чтобы помочь ей подоить две группы коров, а это пятьдесят голов, — отец ушел из жизни рано, и мать, Любовь Николаевна, из сил выбивалась, чтобы поднять на ноги восьмерых детей. Подняла, вы­учила — пришел срок, и Галина Васильевна вернулась в родной Демидов главным агрономом, а когда в 1989-м покидала его, перейдя на выборную должность, то очень гордилась тем, что урожайность в ее бытность поднялась до 35 центнеров с гектара на двадцатидвухбалльной пашне, что было здесь 4 тысячи голов скота, которые давали хорошие привесы и надои, а число работающих в хозяйстве достигло полутысячи человек. И можно понять, как же горько ей было через девять лет возвращаться практически на развалины всего того, что она создавала. Девять этих лихих лет, когда люди помимо своей воли снимались с обжитых мест и чернобыльскими беженцами шли по свету, положили некогда процветающее хозяйство на лопатки. Урожаев (а 13 центнеров с гектара — разве это показатель?) нет, скота нет, техника распродана, люди разъехались — работай, директор, давай план и показатели…

Короче, получается так, что пришлось Галине Корниенко дважды вступить в одну и ту же воду. И если вы думаете, что «вода» эта приняла ее ласково и нежно, ошибаетесь: три года работы, три гипертонических криза. Другой на ее месте давно бы в отставку запросился, а она на посту своем осталась. Почему? Ответить трудно, причины такого поступка в плоскости нематериальной, а слова о долге, чести, ответственности за себя и свое дело для многих, увы, остаются просто словами, и не каждый поверит, что не перевелись еще люди, которые этими категориями живут и дышат.

Идем с Галиной Корниенко по Демидову, и она, как заправский экскурсовод, обращает наше внимание на новенький «президентский» домик, где живет ее работница, сын которой учится по направлению предприятия в вузе и уже этим летом вместе с двумя другими «направленцами» придет к ней на работу. С гордостью показывает сверкающие свежей краской здания детского садика, комплексного приемного пункта, ФАПа, подчеркивая тем самым, что социальная составляющая агрогородка тоже на высоте. Рассказывает, что вот хорошо бы купить еще два энергонасыщенных трактора, чтобы раз и навсегда закрыть вопрос со сроками полевых работ, подсобрать деньжат на покупку двухсот голов элитных нетелей, чтобы надои на новеньком комплексе «зашкаливали». Сетует, что вот присоединили к «Братству» сельхозпредприятие «Кировское», а до него сорок километров, а слабые тамошние надои и привесы и общие показатели вниз тянут… Обычные хлопоты, обычные вопросы, которых перед любым хозяйственником возникает по десятку на дню. Обычная жизнь, в которой, слава Богу, все меньше и меньше чувствуется горький чернобыльский привкус.

На снимке: директор КСУП «Братство» Галина Корниенко.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter