«Наша цель – участие в модернизации сельхозпроизводства Беларуси»

ЕСЛИ у какой страны и поучиться, как заниматься агарной отраслью с максимальной прибылью и минимальными потерями, так это у Израиля. Пожалуй, мы не погрешим против истины, если скажем, что именно это государство — самый яркий на планете представитель успешного ведения сельского хозяйства. А ведь когда-то на цветущих ныне территориях Земли обетованной была выжженная пустыня, и даже сейчас поверить в то, что все зеленые насаждения — дело рук человека, решительно невозможно. Но это и в самом деле так: практически каждый клочок земли, хоть сколько-нибудь пригодный для любого рода аграрной деятельности в Израиле, освоен на все сто процентов. Но вот какой ценой? В чем секрет колоссального успеха сельского хозяйства в этой стране? Каким опытом в модернизации этой сферы Израиль может поделиться с Беларусью? На эти темы мы поговорили с Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиль в Республике Беларусь Иосифом ШАГАЛОМ.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Республике Беларусь Иосиф Шагал – о том, как высокие технологии помогают совершить революцию в аграрной сфере и не только

ЕСЛИ у какой страны и поучиться, как заниматься агарной отраслью с максимальной прибылью и минимальными потерями, так это у Израиля. Пожалуй, мы не погрешим против истины, если скажем, что именно это государство — самый яркий на планете представитель успешного ведения сельского хозяйства. А ведь когда-то на цветущих ныне территориях Земли обетованной была выжженная пустыня, и даже сейчас поверить в то, что все зеленые насаждения — дело рук человека, решительно невозможно. Но это и в самом деле так: практически каждый клочок земли, хоть сколько-нибудь пригодный для любого рода аграрной деятельности в Израиле, освоен на все сто процентов. Но вот какой ценой? В чем секрет колоссального успеха сельского хозяйства в этой стране? Каким опытом в модернизации этой сферы Израиль может поделиться с Беларусью? На эти темы мы поговорили с Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиль в Республике Беларусь Иосифом ШАГАЛОМ.

— Господин Посол, готовясь к интервью, узнала такой удивительный факт: в сельском хозяйстве Израиля, одной из ключевых отраслей экономики, занято всего 48 тысяч человек. И это на восьмимиллионную страну! Плюс еще Израиль на протяжении десятилетий самостоятельно полностью обеспечивает себя сельхозпродукцией. Как это возможно с учетом такого сложного климата?

— Добавьте к вашему вопросу, что 48 тысяч человек, задействованных в аграрной сфере, это — около двух процентов от работающего населения Государства Израиль! И вот эти самые два процента ежегодно производят продукцию на 11,5 миллиарда долларов, что составляет 4,8 процента от ВВП. Несложно подсчитать, что каждый израильтянин, участвующий в производстве сельхозпродукции, производит ее в год на 148 тысяч 500 долларов. Это — абсолютный мировой рекорд.

— А правда ли, что один человек, работающий в сфере сельского хозяйства Израиля, может прокормить 95 человек?

— Да, и это практически рекордный показатель. Если сравнивать с США, то там показатель ниже — 1 к 89. В России — 1 к 14, в Китае — 1 к 4. Добавлю, что израильская сельхозпродукция экспортируется в десятки государств Америки, Азии, Африки и, естественно, Европы, на которую приходится большая часть израильского экспорта.

— Что конкретно продаете?

— В основном помидоры, кабачки, огурцы, перцы, картофель, клубнику, арбузы, финики, дыни, бананы, авокадо, киви, манго, все виды цитрусовых, персики... А также хлопок, зерно, травы. Повышенным спросом пользуются цветы, семена и саженцы различных растений, декоративных в том числе. Цветочный бизнес — отдельная и весьма прибыльная статья доходов государства. Назову такую цифру: в 2012 году Израиль экспортировал более полутора миллионов цветов. В целом же экспорт сельскохозяйственной продукции Израиля составляет полтора миллиарда долларов в год.

— В Израиле мне рассказывали (в процессе путешествия в этом можно было убедиться воочию), что основная часть сельхозпродукции выращивается в теплицах. Точнее, в крупных тепличных комплексах, где климат-контроль осуществляется с помощью компьютерных систем. Исключительно высокой урожайности добиваются потому, что здесь создается благоприятный климат для культур. И если в открытом грунте средняя урожайность с гектара, к примеру, помидоров составляет 80 тонн, то в теплицах — 500 тонн с гектара. Причем, по свидетельству израильских агрономов, и эта цифра не предел. Еще я узнала, что даже из сложного климата ваши сельхозпроизводители научились извлекать пользу. Допустим, некоторые сорта помидоров орошают не пресной водой, а соленой, от чего вкус у них особенный, присущий только конкретному сорту, выращиваемому в теплицах. Высокие технологии — главный помощник в сфере АПК вашего государства?

— Безусловно! Полагаю, израильское сельское хозяйство — самое высокотехнологичное в мире. В противном случае нам бы вряд ли удалось с момента создания Государства Израиль увеличить площадь обрабатываемых земель почти в три, а площадь орошаемых — в восемь раз.

В отличие от Беларуси, которую Создатель щедро одарил очень красивой и плодородной землей, Израиль без самых современных технологий никогда бы не смог развивать сельское хозяйство. И это понятно: около 60 процентов территории страны занимает пустыня, оставшуюся часть — каменистая почва. В Израиле выпадает минимальное количество осадков и постоянно не хватает пресной воды. Вот почему первый по-настоящему революционный прорыв в сельском хозяйстве Израиль совершил в сфере искусственного орошения земли. Был сооружен огромных размеров всеизраильский водопровод, представлявший систему инженерных сооружений, объединившую в единое целое все источники водоснабжения в стране. С его помощью вода с севера Израиля (в основном из озера Кинерет) подается в плотно заселенный центр страны и крайне засушливый юг. В результате для занятий интенсивным земледелием стало пригодно доселе безжизненное пространство северной части пустыни Негев…

— Ученые помогают аграриям?

— Сотрудничество фермеров и ученых ведется во всех отраслях сельского хозяйства. Вместе они разрабатывают и внедряют технические новинки, современное агротехническое оборудование, например, современные ирригационные установки. Наши генетики и биотехнологи творят настоящие чудеса: сегодня в продаже уже можно встретить черные и желтые арбузы, красные бананы, кабачки, по форме напоминающие блюдца, зеленый хлопок… Спрос в мире на эти необычные виды продуктов очень высок и продолжает стабильно расти.

— Если затронуть тему животноводства, то на фермах Израиля также немало примеров технологических новинок. Например, у ваших коров на ногах браслеты. Что это за прибор?

— Это педометр — прибор, который передает на головной компьютер фермы информацию о том, сколько шагов за день проделала та или иная корова. Дело в том, что здоровое животное делает определенное количество шагов в день. А больное ходит меньше. И это уже сигнал: раз меньше ходит, значит, у животного не все в порядке с самочувствием. Благодаря педометру уже на ранней стадии удается выявить болезнь животного и начать лечение. Понятно, что это далеко не единственный способ постоянного контроля за поголовьем, благодаря которым израильские коровы являются мировыми лидерами по основным показателям, прежде всего по надоям. Сегодня в Израиле от каждой коровы получают в среднем 11,5 тысячи килограммов молока в год при средней жирности 3,3 процента. Это —абсолютный мировой рекорд. В США этот показатель составляет 9,2 тысячи, в Европе — 6 тысяч килограммов.

Коль скоро речь зашла о животноводстве, отмечу, что потребности внутриизраильского рынка в свежем мясе оно обеспечивает на 80 процентов. Стремительными темпами развивается и птицеводство — выращивание индеек, гусей, кур, уток, страусов… В этих целях построены самые современные комплексы.

— Узнала, что сельхозпроизводителям помогает служба инструктажа Министерства сельского хозяйства Израиля. Каждый фермер и агроном может получить чуть ли не по 100 часов консультаций у специалистов по экономике и технологиям, причем платят за них фермеры только 30 процентов от стоимости. Остальное берет на себя государство. А кроме консультаций, существуют ли иные формы господдержки?

— В Израиле разработана и реально существует продуманная система стимулов для тех, кто внедряет в агропромышленную отрасль новые технологии и инновации. Если, скажем, фермер построил современную теплицу за 300 тысяч долларов, то государство оплатит 30 процентов ее стоимости. Или поможет погасить треть кредита, взятого на строительство. Данная система является мощным стимулом для развития современного, высокотехнологичного сельского хозяйства. Конечно, раньше государственная поддержка фермерских хозяйств в Израиле была более ощутимой и направлялась главным образом на поддержание кибуцев — израильских сельскохозяйственных коммун, характеризовавшихся общностью имущества и равенством в труде и потреблении (кибуцы возникли на территории современного Государства Израиль еще в начале XX века.) Главная идея — все в коммуне жили одной большой семьей, все было общее. Люди, работавшие в кибуце еще до создания Государства Израиль, были патриотами-первопроходцами, сыгравшими особую роль в создании независимого еврейского государства. К слову, кибуцы существуют и сегодня, по-прежнему получая от государства многоуровневую поддержку: им выдаются госкредиты под 10 процентов годовых на срок до 20 лет, предоставляются различные квоты, компенсируется стоимость 2/3 пресной воды, используемой в сельском хозяйстве (стоимость 1 куба пресной воды у нас — 1 доллар США). Другое дело, что число кибуцев весьма и весьма незначительно: в 80-е годы прошлого века началось поэтапное наступление идей свободного рынка, захватившее и сельскохозяйственное производство. На этих идеях выросло новое поколение, которое уже не хотело жить коммуной, «одним котлом». Произошел глобальный экономический рывок, начался процесс приватизации, появились корпорации, новые технологии, тотальная компьютеризация, на базе которых и выросла развитая экономика. А на ее базе в свою очередь появился средний класс — главный налогоплательщик, который по сей день тянет на себе экономику государства.

— Каким полезным опытом в области внедрения супертехнологий в сельское хозяйство ваша страна может поделиться с Беларусью?

— Когда в беседах с израильскими бизнесменами возникает вопрос, какое из направлений белорусской экономики наиболее перспективно для инвестиций, мы фокусируем их внимание на модернизации сельскохозяйственного производства Беларуси. Спору нет, в наследство от СССР вам осталась в целом неплохая база сельскохозяйственного производства: передовые предприятия, продвинутые технологии, серьезные академические силы, успешные профильные вузы... Но с годами все устаревает, и в первую очередь это касается идей и технологий. Вывод: чтобы качественно поднять эффективность агропромышленного комплекса Беларуси, необходимы самые современные технологии и соответствующее оборудование.

— Господин Посол, те проекты в области АПК, которые реализуются между нашими странами, как-то помогают решить проблему?

— Безусловно! В качестве примера весьма успешного сотрудничества Беларуси и Израиля могу привести компанию «АгриГо». Благодаря ее инвестициям и активному использованию передовых технологий удалось модернизировать 1-ю Минскую птицефабрику, нарастить мощности птицекомплекса «Дзержинский» и, главное, построить в Любанском районе Минской области современнейший свиноводческий комплекс мощностью 24 тысячи тонн мяса в год. По утверждению специалистов комплекса, столь продвинутого технологического уровня на территории СНГ нет: все стерильно, новейшие оборудование, системы энергосбережения, биологический контроль, свиней для комплекса выписывали из Англии…

Еще один пример продвинутого сотрудничества — компания «Мерхав», построившая комплекс по производству рыбы в Белоозерске (Брестская область) и в настоящее время занятая строительством завода комбикормов для рыб.

Есть еще несколько успешных примеров, но их, к нашему великому сожалению, значительно меньше, чем хотелось бы. Существует ряд факторов, однозначно тормозящих участие израильского бизнеса в белорусской экономике. Даже несмотря на то, что практически все белорусские чиновники разного уровня повторяют, как мантру: «Привлечение зарубежных инвестиций для Беларуси — приоритетная задача». Увы, это тот самый случай, когда слова резко расходятся с делом.

К примеру, та же компания «АгриГо» еще два года назад (!) выиграла тендер на строительство современного комплекса по производству индюшатины в Гродненской области, а израильские банки выделили под этот проект свыше 50 миллионов долларов. Однако по сей день строительство так и не началось. Еще большую сумму — порядка 65 миллионов евро — выделила израильская компания LRgroup на создание крупного птицеводческого комплекса в Заславле (Минская область). Но и этот проект так и остался на бумаге. Есть еще несколько примеров того, как многомиллионные проекты тормозятся, главным образом из-за бюрократических проволочек. Из чего следует не самый оптимистичный вывод: пока стрелка инвестиционного климата в Республике Беларусь на барометре израильско-белорусских экономических отношений колеблется где-то в районе «облачно».

Анжелика МИЛЬТО,

Наталья БОРИСОВЕЦ (фото), «БН


 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter