Наша цель — построить государство для людей!

Утверждены новая структура органов госуправления и их кадровый состав
Утверждены новая структура органов госуправления и их кадровый состав

Соответствующие документы Президент подписал вчера. Но перед этим он провел совещание с должностными лицами, которым предстоит работать на достижение страной высоких ориентиров социально–экономического развития, утвержденных третьим Всебелорусским народным собранием.

Как и предполагалось, существенных трансформаций госаппарата не произошло. На своих местах осталось и большинство руководителей республиканских органов государственного управления, количество которых сократилось с 47 до 39. Практически по всем людям, отметил Президент, которые свои должности все же оставили, приняты решения о переводе на другую работу. Таким образом, отсутствие больших перемен можно воспринимать и как хорошую оценку действенности существующей системы госуправления в целом и Правительства в частности. На этот счет Александр Лукашенко заметил, что Совмин успешно справился с выполнением напряженной программы прошлой пятилетки и обеспечил нормальный старт нынешней. Однако впереди еще более напряженная работа. По словам Президента, за 5 грядущих лет предстоит сделать больше, чем за 10 предыдущих.

Отметив деловой и спокойных характер работы по формированию Правительства, Президент акцентировал внимание собравшихся на тех первостепенных задачах, которые стоят перед государством и каждым подразделением госаппарата в отдельности. Несмотря на прагматичную амбициозность целей, их достижение новому Правительству вполне под силу. Экономический штаб избавлен от необходимости участвовать в политических кампаниях, а потому имеет все возможности сосредоточиться на исполнении своих непосредственных функций. Собственно, по этой же причине определение кадрового состава Совмина прошло без каких–либо интриг, ажиотажа и подковерных игр. Этим Беларусь выгодно отличается от многих других государств, где формирование Правительства становится продолжением избирательных кампаний, а впоследствии в исполнительном органе — кабинете министров — бушуют страсти под стать парламентским, что далеко не лучшим образом сказывается на работе государственной экономики.

Итак, что же конкретно нужно сделать Правительству и всем его структурам для успешного выполнения намеченных планов?

Главную особенность новой пятилетки Президент видит в том, что инновации должны стать основой развития экономики. «Внедрение наукоемких технологий, импортозамещающих и ресурсосберегающих производств — вот приоритетные направления, по которым мы будем двигаться», — подчеркнул он. Потенциал экстенсивного развития исчерпан практически полностью, и теперь необходимо сосредоточиться на использовании инструментария качественного интенсивного роста. Обозначив, таким образом, главную стратегическую линию работы, Александр Лукашенко, не умаляя заслуг правительственных чиновников, все же основное внимание в своем выступлении уделил тем проблемам и недостаткам, которые все еще тормозят движение вперед. Сергею Сидорскому он адресовал требование более действенной мобилизации всех государственных органов, подчиненных Правительству, для системной работы по выполнению заданий пятилетки: «Ведь это основа для успешной реализации ее главного девиза — кардинального улучшения качества жизни людей, поворота власти лицом к человеку».

По мнению Александра Лукашенко, Правительству еще не хватает инициативности и умения работать на упреждение негативных явлений. Порой руководство Совмина ждет поручений Президента, вместо того чтобы самостоятельно и оперативно решать возникающие проблемы. Недостаточное внимание уделяется и решению вопросов регионального уровня. Основное внимание Совета Министров пока концентрируется на республиканском уровне, деятельности стабильно работающих флагманов экономики. Между тем в числе основных приоритетов на эту пятилетку значится развитие малых и средних городов и поселков, что требует и соответствующего смещения акцентов в деятельности Правительства.

Еще одно общее замечание состоит в недопустимости «корректировать» поручения Президента. Такой подход весьма рельефно проявился в решении вопросов государственной помощи отдельным предприятиям и организациям, что приводит к банальному иждивенчеству. «Надо всем проникнуться тем, что государственное — это больше чем личное», — призвал Александр Лукашенко должностных лиц к рачительному отношению к ресурсам.

Это же требование адресовано и персонально министру финансов Николаю Корбуту. Слабость контрольной работы в его ведомстве иной раз ведет к нецелевому использованию бюджетных средств, необоснованной выдаче субсидий и дотаций. Такие факты выявлены более чем в восьмистах организаций на сумму 6,5 млрд. рублей. «Главной задачей в бюджетной сфере является более тесная координация деятельности с другими контролирующими органами, чтобы вообще предотвратить нецелевое и незаконное расходование выделяемых средств», — подчеркнул Президент, отметив, что тем самым будет решена и проблема постоянной корректировки бюджета, который должен приниматься на год один раз и окончательно.

В своем выступлении Александр Лукашенко высказал замечания по деятельности буквально каждого министерства и структурного подразделения Правительства. МИДу рекомендовано энергичнее действовать в продвижении внешнеэкономической политики. Но и Минторгу при этом не следует уповать лишь на деятельность дипломатов, а более активно работать на зарубежных рынках.

Серьезные задачи ставятся перед энергетическим сектором, который курирует первый вице–премьер Владимир Семашко. На него вместе с новым министром энергетики Александром Озерцом ложится персональная ответственность за реализацию Государственной комплексной программы модернизации белорусской энергосистемы, энергосбережения и увеличения доли использования в стране собственных топливно–энергетических ресурсов в 2006 — 2010 годах. «Для нас сегодня, как никогда прежде, ключевым является вопрос обеспечения энергетической безопасности страны», — подчеркнул Президент.

От руководителей промышленных отраслей Александр Лукашенко потребовал применения более эффективных мер для обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Особенно это актуально для концерна «Беллегпром». А Минпрому стоит сосредоточить внимание на модернизации производств и внедрении инноваций. «Причем не только на индустриальных гигантах, но и на всех предприятиях отрасли», — отметил Президент. Концерну «Белнефтехим» он порекомендовал научиться торговать, а не продавать высоколиквидную продукцию у ворот предприятий посредникам.

В сфере макроэкономического планирования Президент потребовал не слишком отрываться от реальной жизни. В деле обуздания инфляции, совершенствования налоговой, инвестиционной политики сделано немало, но при этом за кадром остаются вопросы роста цен на отдельные социально значимые товары, резкая дифференциация их стоимости по регионам. «Мешает «отвлеченный» макроэкономический подход, — заключил Президент и призвал вице–премьера Андрея Кобякова: — Ближе к людям надо быть». Подобная рекомендация дана и министру экономики Николаю Зайченко. А министру по налогам и сборам Анне Дейко поставлена задача и дальше идти по пути упрощения фискальной системы, сутью которой должно стать сокращение количества и снижение ставок сборов. Но при этом и общий уровень поступлений средств в бюджет не должен пострадать. Здесь необходимо оптимально сбалансировать интересы и государства, и субъектов хозяйствования. В том числе — представителей малого и среднего бизнеса, условия деятельности которых ни в коем случае не должны ухудшиться.

Серьезные задачи, как известно, стоят перед агропромышленным комплексом. «Мы должны не только получить современное, конкурентоспособное производство продукции, но и изменить весь уклад сельской жизни», — напомнил Александр Лукашенко базовую идею реализуемой в стране Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы.

Много вопросов пока остается к работе строительной отрасли и жилищно–коммунальному хозяйству. На устранении проблем здесь должен сосредоточиться новый вице–премьер Виктор Буря вместе с министром ЖКХ Владимиром Белохвостовым и новым министром архитектуры и строительства Александром Селезневым. Снижение стоимости строительства жилья и сокращение затрат в коммунальном хозяйстве — основные точки приложения усилий...

Как видно, выступление Президента перед руководителями было даже более чем программным. Это вполне конкретное руководство к действию. Но не исключено, что столь детальное напутствие Александр Лукашенко дает министрам в последний раз. Он уже не раз говорил об изменении самой сути государственного управления. А она в том, что уходит в прошлое методика ручного управления государством, когда Президент постоянно указывает Правительству, что, где и как делать. Совет Министров должен сосредоточиться на формировании экономических механизмов регулирования, которые обеспечат необратимость поступательного прогрессивного развития государства. А Президент при помощи своей Администрации будет анализировать работу кадров и то, как они справляются с исполнением своих функций. «В целом считаю, что сформированная структура Совета Министров и кадровый подбор руководителей соответствуют тем требованиям, которые выдвигает новый этап развития страны», — заключил Александр Лукашенко, пожелав руководителям успехов в работе и выполнении намеченных планов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter