Наша служба

Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА

Если вы не знаете, то атташе — это дипломатическая должность. Хоть и низшая, но обязывающая ко многому. Стало быть, пресс–атташе — это нечто другое, чем небритый журналист в поношенном свитере и с пятном на неглаженых брюках. Это гораздо большее, а именно «ответственный работник, ведающий в дипломатическом представительстве вопросами печати и информации».


Любой спортивный клуб или организация, если она не хочет быть просто клубом или организацией (иметь вид того самого абстрактного небритого журналиста), заинтересован(а) в таком дипломатическом работнике. И пресс–атташе в последнее время в нашем спорте перестал быть просто веянием времени, модным атрибутом вроде игрушки тамагочи, которая вроде и есть, но дела до нее никакого, да и для чего она вообще понадобилась, сказать трудно. Сегодня это, если хотите, лицо команды. По этой одежке клуб часто встречают, от общения с ним складывается первое и самое стойкое мнение. Покажи мне своего пресс–атташе — и я скажу, какая у тебя команда.


Меня, было дело, занесло в эту кухню. В тот момент, когда это поле стало только зарастать и никакой системности не было и в помине. Тогда многих заносило кого к брюкве, кого в кукурузу, вот и я решил испытать неизведанное. Тем более что работать в футболе, внутри команды — это детская мечта почти всех, кто так или иначе с ним связан. Эта некая причастность к тайне очень ласкает эго и повышает самооценку. Помню, лет пять назад практически во всех клубах высшей лиги должность пресс–атташе была совмещенной: каждый работал в своем издании, а по совместительству еще и в команде. Эта работа, как общественная нагрузка, потому что на зарплатах пресс–атташе команды, конечно, экономили и ценили этот труд скромно. Впрочем, деньги те были вполне адекватны затраченным усилиям. Журналисты в основной своей массе лишь проводили послематчевые пресс–конференции, и нередко игроки даже не знали их в лицо. Так или иначе, но это породило нездоровую ситуацию, когда в одной отдельно взятой газете могло работать сразу несколько пресс–атташе разных клубов и каждый из них, естественно, сочинял отчеты и делал новости о своих подопечных. Об объективности не могло быть и речи. Порочная, скажем прямо, практика.


Я сам на этом погорел. Работать в солигорском «Шахтере» мне было, конечно, интересно, но совмещать с основной работой — непросто. А после поражения команды в Кубке Интертото от молдавского «Нистру» из маленького городка Атаки, помню, не сдержался и высказался на страницах «СБ» обо всем открыто и начистоту. Юрий Вергейчик, который на тот момент был главным тренером, очень расстроился такому подвоху, не ожидал, понятное дело. Наш с ним телефонный разговор был жарким и изобиловал очень нехорошими словами. В общем, расстались, конечно, но человеческие отношения сохранили. Потому что поняли, что у каждого тут своя правда: у меня журналистская, у него — корпоративная. И они, эти правды, встретились влобовую. Трах–бах, подушки безопасности отношения спасли, но машина — всмятку.


Работать в минском «Динамо» тоже было интересно. Но там я пал жертвой собственной нерешительности, «соплежуйства». По молодости и свойственной ей ветрености стушевался, не понял, куда попал и с какой целью. Скажем так, потенциал не реализовал, хотя мог, и сейчас отчетливо вижу как, знаю, в чем были промашки и где. Ни о чем не жалею, никого не виню, лишь благодарен приобретенному опыту, цены которому нет.


Жизнь — это вечное настоящее. Быть пресс–атташе — это значит каждый день созидать, придумывать, общаться, жить командой и защищать ее интересы. У пресс–атташе, как и у любого журналиста, не бывает ни вчера, ни завтра — есть только сегодня. Газета живет один день, любое информационное упоминание уходит в вечность, и требуется рождать новое, но уже не похожее на то, что было. Там, где это понимают, дело идет, где об этом догадываются — слегка движется, где понимания ноль — нет таких команд и организаций. Нет у них ни лица, ни имиджа. Это фантомы. Химеры. Муляжи. Соломенные куклы без души, тепла и света.


Ведь приятно, когда, например, в федерации легкой атлетики сайт в интернете информативен и обновляется регулярно. Радостно, когда в федерации гандбола тебе помогут решить любые вопросы. Хорошо взялись за дело и в хоккейном «Динамо». Тамошняя пресс–служба в последнее время особенно продуктивна. Не помню, чтобы из какого–нибудь другого клуба когда–нибудь звонили с предложениями, сами выходили с инициативами, а ведь это так же естественно, как принцип велосипеда: крути педали — и будешь двигаться вперед. Пока такая работа воспринимается как нечто из ряда вон, и хочется даже три раза сплюнуть, чтоб не сглазить. С профессионалами нам по пути.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter