Наша марка

Сделано в Беларуси — работает во Вьетнаме
Сделано в Беларуси — работает во Вьетнаме

Когда вьетнамский крестьянин думает о тракторе, то наверняка это трактор из Беларуси. Кому–то такое заявление покажется натяжкой — тем не менее это правда. Марка Минского тракторного завода — самая узнаваемая во Вьетнаме, все тракторы мощностью свыше 50 лошадиных сил, которые работают сегодня на полях этой страны, родом из Беларуси. Авторитет нашей техники настолько высок, что все учебные пособия для трактористов и механиков созданы на примерах белорусских тракторов.

Такая ситуация сложилась по многим причинам, не последняя из которых — экономическое эмбарго, которое США объявили Вьетнаму сразу после поражения в войне. Эмбарго Билл Клинтон снял только в 1994 году, но к этому времени вьетнамский рынок был прочно освоен бывшими социалистическими странами. Но все же, согласитесь, одно дело — работать на рынке в благоприятных для себя условиях и совсем иное — удерживать его в изменившейся ситуации. Белорусской продукции это удалось — она успешно выдерживает конкуренцию с такими производителями, как, например, «Рено».

Директор корпорации «Меконг» Чан Мин Чи рассказывал мне о том, что французы привезли во Вьетнам партию тысячу тракторов и буквально раздавали свои машины крестьянам практически бесплатно, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Мудрые вьетнамские крестьяне посмотрели–посмотрели на диковинных «французов», да и вернулись к привычным белорусским машинам. Почему? Объясняет крестьянин Нгуен Нгок Лой: «Белорусский трактор — очень удобная машина, универсальная, с разными насадками, на ней легко работать, легко доставать запчасти. Я пахал на белорусском тракторе в Биньфыоке — готовил землю для посадки сахарного тростника и бобов. На этом тракторе можно обрабатывать землю и для посадки каучуковых деревьев».

Насчет запчастей — это к Чан Мин Чи. Он работает с нашими тракторами уже 27 лет и знает о машинах буквально все: начинал простым механиком, а сегодня его компания гарантирует устранение любой неполадки в течение 48 часов. Гордо добавляет: «Никто, кроме нас, такой уровень сервиса не предлагает».

К тому же, в отличие от тех же «французов», белорусские машины отлично приспособлены к местному тропическому климату. В тракторах марки «Беларус», которые сегодня работают на вьетнамских полях, переделаны кабина, радиаторы и термостаты.

Сегодня правительство Вьетнама выделило корпорации «Меконг» немалые деньги — миллион долларов — на организацию пилотных проектов по лизингу и аренде машин. Чан Мин Чи смысл таких проектов описывает просто: «Белорусский трактор — каждому вьетнамскому подворью». Хотя, конечно, в каждое подворье наш трактор не придет — по объективным причинам.

Земельные наделы имеет каждая сельская семья, площадь такого надела невелика — около полгектара. Поэтому семьи часто нанимают трактористов, таких, как Нгуен Нгок Лой, что называется, в складчину, на всю деревню.

В 1988 году правительство Вьетнама начало осуществлять политику обновления — «дой мой». При сохранении общей руководящей роли государства в экономике стали поощрять частный сектор — как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Сегодня крестьяне могут организовывать свои производства. При этом они получают от государства в аренду старый трактор МТЗ (здесь машины, которым по 20 — 25 лет, находятся во вполне рабочем состоянии), работают на нем, через 2 — 3 года у крестьян появляются деньги на приобретение собственного трактора. Первая покупка — это обычно небольшой и уже бывший в употреблении «японец». Еще через пару лет наступает черед настоящей хорошей покупки, мечты каждого вьетнамского крестьянина, и эта мечта, как я уже отмечала вначале, сделана в Беларуси. 30% стоимости крестьянин должен заплатить сразу, а на остальные 70% получает кредит от государства. Чан Мин Чи в будущем уверен: «Если во Вьетнаме и дальше будут сохраняться нынешние темпы роста экономики, наши крестьяне будут богатеть и покупать больше тракторов, при этом наверняка это будут белорусские тракторы».

На вьетнамских полях работает шесть тысяч белорусских тракторов.

Приспосабливать свою продукцию к требованиям тропического климата пришлось и другому предприятию, которое прочно закрепилось на вьетнамском рынке, — БелАЗу. Его мощные самосвалы востребованы на угольных карьерах недалеко от города Халонг, а также в соседнем Лаосе. Причем некоторые машины, как и тракторы, находятся во вполне преклонном возрасте — старше 25 лет. Тем не менее продолжают успешно работать — лучшей рекламы для белорусской продукции и не придумаешь.

Чен Бин, заместитель начальника отряда машин на угольном разрезе Дэо Най, говорит: «БелАЗ — машина хорошая, мы давно с ней работаем. Хотелось бы, чтобы машин таких было побольше».

Тракторы и самосвалы — лишь одна из статей белорусского экспорта во Вьетнам. Мне довелось много поколесить по дорогам этой страны. Повсюду встречала «земляков»: самые различные модификации наших МАЗов, а в горах недалеко от лаосской границы — мотоциклы «Минск». «В этом нет ничего удивительного, — заверили меня специалисты Российско–Вьетнамского тропического центра, который в том числе проводит тесты на пригодность эксплуатации различной техники в тропическом климате. — Ваши мотоциклы — самые успешные машины для передвижения в горах». Приятно.

В прошлом, 2005 году экспорт белорусской продукции во Вьетнам вырос на 40%, причем товары из Беларуси, как меня заверили в нашем посольстве, с каждым годом становятся все более разнообразными. Сегодня в планах — создание совместных производств.

Посол Беларуси во Вьетнаме Александр Куцелай говорит: «Мы сейчас прорабатываем вопрос о создании совместного дизайн–центра по созданию интегральных схем, это серьезный и долгосрочный проект. Вьетнамская сторона финансовые средства для реализации этого проекта уже выделила. Другой хороший совместный проект: МАЗ планирует организовать здесь свое сборочное производство. Первые 100 машинокомплектов уже во Вьетнаме, в ближайшее время сойдут с конвейера первые местные МАЗы. Подобным образом сотрудничать с Вьетнамом могут многие наши предприятия».

Нужно добавить, что немалую роль в развитии белорусско–вьетнамских отношений — и не только в торгово–экономической, но и во всех других областях — играют люди. Во Вьетнаме сегодня трудятся почти 3.000 выпускников белорусских вузов. Среди них: министры образования и сельского хозяйства, 10 директоров научно–исследовательских институтов, 20 профессоров — и это только вершина айсберга. «Отец» вьетнамского Интернета Бак Хынг Кханг закончил физический факультет БГУ в 1966 году, но до сих пор называет себя минчанином: «Я объехал весь мир, побывал в 40 странах, но не могу забыть Беларусь, это моя вторая родина». Говорит, когда шел на встречу с нами, сказал жене, что идет встречаться с земляками, и она отнеслась к этому с пониманием — будет много теплых воспоминаний.

«Во Вьетнаме вас встретят с любовью», — на прекрасном русском говорит Ву Суан Хонг, председатель Вьетнамского союза дружбы с иностранными государствами. И хотя он учился не в Минске, говорит, что это его любимый город, последний раз побывал здесь совсем недавно, в декабре. Сегодня он — страстный пропагандист расширения связей с нашей страной во всех областях: «Мы хотим, чтобы белорусский рынок принял больше товаров из Вьетнама, хотим торговать напрямую, без посредников. Вы же понимаете, сколько нам нужно продать кофе и морепродуктов, чтобы купить у вас один БелАЗ!» Говорит, что вьетнамцы по натуре своей — неисправимые оптимисты и верят в лучшее. «Мы знаем цену мира, поэтому мы, как никто другой, понимаем белорусский народ», — добавляет и подливает мне вьетнамский кофе — самый крепкий в мире (испробовано на себе!).

Вьетнам все чаще называют новым азиатским чудом. Глядя на стремительно растущие новые экономические зоны, на трудолюбивых созидающих людей, веришь: за этой страной будущее. Правительство уверено, что через 14 лет страна войдет в число развитых государств мира. Уже сегодня Вьетнам — один из мировых лидеров в производстве риса, кофе, каучука, высококачественных морепродуктов, обуви. Товары с этикеткой «сделано во Вьетнаме» уверенно теснят азиатских конкурентов на мировых рынках. Приятно то, что во многих успешных вьетнамских проектах есть и белорусская составляющая.

Ханой — Дананг — Хошимин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter