Наша марка

Темпы роста, рентабельность, прибыль.
Темпы роста, рентабельность, прибыль... В жанре производственного репортажа трудно обойтись без этих понятий. После экскурсии по реконструированным цехам минского ОАО "Крынiца" так и подмывает сыпать цифрами: сколько производили ячменного напитка раньше, сколько возможно сейчас и сколько будет в перспективе. Сравнивать производственные затраты при работе на старом оборудовании и на новом. Но стоит ли? По большому счету, и так ясно, что масштабные работы по обновлению производства затеяны не для ухудшения этих параметров.

А если так, то имеет смысл посмотреть на то, чему учит этот проект в более широком смысле.

Известен культивируемый в определенных кругах тезис о том, что без иностранных инвестиций белорусская экономика обречена на умирание. С завидным упорством зарубежному капиталу присваивается имидж этакой панацеи, альтернативы которой просто не может быть. Отрицать позитивность процесса притока финансовых ресурсов из-за границы смысла нет. Но дела денежные крайностей не терпят. Серьезные экономисты всегда говорят о таком понятии, как диверсификация. То есть экономика не должна впадать в зависимость от одного источника ресурсов. А поэтому необходимо разумное сочетание внутреннего и внешнего финансирования. И пример "Крынiцы" уместно рассматривать как факт, рассеивающий все еще бытующее заблуждение о том, что у Беларуси нет возможностей для самостоятельного технологического обновления перспективных производств.

В памяти еще свежа попытка раздуть скандал по поводу несостоявшегося альянса "Крынiцы" с российской пивоваренной компанией "Балтика". Публикации в некоторых изданиях прогнозировали, что минский завод без "балтийских" денег обречен на банкротство. "Пиар-кампания" призвана была прикрыть нежелание потенциального инвестора исполнять достигнутые ранее договоренности об условиях вхождения на белорусский пивной рынок. Но вопрос о том, зачем продавать собственность ради одной лишь продажи и извлечения разовой выгоды, оставался открытым. Если вероятный партнер не берет на себя бремя дополнительных обязательств, то совершенно очевидно: государство заинтересовано провести модернизацию самостоятельно, чтобы в будущем получать выгоду от работы предприятия на качественно новом уровне. Ведь речь идет о достаточно быстрой оборачиваемости капитала. Генеральный директор "Крынiцы" Владимир Бодров говорил, что срок окупаемости проекта всего три с половиной года.

Сегодня абсолютно очевидна надуманность всех мрачных прогнозов. Оборудование на "Крынiцы" смонтировано и работает. К концу года на рынке появится новый сорт пива "Александрия", которое по качественным параметрам ни в чем не будет уступать известным мировым маркам. И этим доказано главное: в процессе приватизации государство четко формулирует свои условия. За основу берется многовариантность решения стоящих перед тем или иным предприятием задач. Причем с непременной оценкой реалистичности собственных возможностей. Поэтому нежелание потенциального инвестора играть по предлагаемым правилам вовсе не грозит катастрофичными последствиями. Убеждает в этом не только пример "Крынiцы". Реконструкция новополоцкого "Нафтана", которая не остановилась после того, как не состоялся конкурс по продаже части его акций, также показательна.

Сделанное на "Крынiцы" - это лишь часть всего проекта. Пока реализовано 16 млн. долларов кредитной линии, открытой Приорбанком. Плюс 10 миллионов - средства, вложенные "Балтикой" в виде оборудования. Они оформлены как кредит и уже возвращаются. По мере развития производства и сбыта продукции Приорбанк будет выделять новые займы. А открывшиеся производственные возможности позволяют менеджменту предприятия строить самые амбициозные планы. "Я успокоюсь только тогда, когда "Крынiца" будет в Вене и Берлине", - говорит Владимир Бодров. Он уверяет, что уже через два года это станет реальностью. Главное, чтобы не подвели отечественные поставщики сырья. Пока у них, к сожалению, неважно получается выращивать качественный пивоваренный ячмень. Но на этот счет задачи ставил лично Александр Лукашенко, а в нашей стране распоряжения Президента четко выполняются.

На снимке: Владимир Бодров держит марку.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter