85–летие отмечает уникальный музей, который собирали поколения белорусских патологоанатомов
Чужие сюда не ходят: только студенты медуниверситета, и то начиная с 3–го курса. Корреспондент «СБ» была первой непосвященной, кому удалось посмотреть на одну из лучших в Европе коллекций со смешанным чувством ужаса и восхищения. Ужаса — перед силой болезней, восхищения — перед упорством ученых.
Строго говоря, меня опередил... Минский кулинарный техникум. Его учащимся, представьте, по учебной программе положено воочию увидеть, до чего доводят человека неправильное питание и вредные привычки. Красноречивые экспонаты — малая толика из более чем 1,5 тысячи макропрепаратов, которыми в три ряда заставлены специальные шкафы. Зрелище, конечно, еще то. Ну ладно серо–буро–малиновый червячок — аппендикс. Ну ладно легкие курильщика (эта неприглядная картина давно стала козырем антитабачной кампании). А желтая, сморщенная циррозом печень? Плавающий в банке огромный кусок пенопласта на поверку оказывается почкой, пораженной поликистозом. Сердце гипертоника, селезенка больного лейкозом, аорта сифилитика... В белорусской кунсткамере, по словам заведующего кафедрой патологической анатомии БГМУ, доктора медицинских наук, профессора Евгения Черствого, есть практически все патологии человеческого тела. Коллекция до сих пор пополняется: над последним макропрепаратом начали работать буквально на днях. Точнее, колдовать: это ведь чрезвычайно тонкая технология — сохранить для потомков «медицинский экспонат» так, как будто он был только вчера поставлен на полку. Вот стоит за стеклом «классическая картина» брюшного тифа образца 30–х годов прошлого века — невосполнимое наглядное пособие для современного эскулапа, который о «бичах» того времени знает понаслышке. У каждого экспоната — своя легенда, за ним непременно стоят чьи–то боль, драма, трагедия.
Особая гордость ученых — коллекция аморфусов, уродцев с врожденными дефектами. Чтобы поглазеть на подобные «анатомические редкости», туристы валом валят в Петровскую кунсткамеру. Наша коллекция между тем даст фору санкт–петербургской: в БГМУ ведь уже почти четыреста «экземпляров», лишь отдаленно напоминающих человека. Это и сиамские близнецы, и клешнеподобные мутанты, и просто куски плоти, обтянутые кожей. Чудовищные насмешки природы! В старину уродцев считали проклятием — вспомните хотя бы, как отреагировал пушкинский царь Салтан на известие о том, что любимая жена родила «не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а какую–то зверушку»! Но медики научились не отводить от аморфусов глаз, создав специальную науку — тератологию (от греческого «терат» — «чудовище»). Весомый вклад внесла в нее и наша страна. «Белорусская школа перинатальной патологии занимала лидирующие позиции не только в СССР, но и в мире, — рассказывает профессор кафедры патологической анатомии БГМУ Михаил Недзведь. — Сам за себя говорит тот факт, что врожденные уродства стали темой для 7 докторских диссертаций!» Так что свою экспозицию патологоанатомы создавали не как «коллекцию диковин и чудес», а из чисто научного интереса — чтобы изучить механизм таких генетических сбоев. Впрочем, в коллекции «мутантов» давно не было пополнения. С помощью УЗИ пороки развития плода сегодня выявляют на самых ранних сроках беременности, и у «анатомических редкостей» практически нет шанса появиться на свет.
Вы спросите: а зачем нужны все эти мерзости? Зачем собирать свидетельства болезней и уродства? Ответ очевиден: чтобы избавить от них человечество в будущем. «Наш главный принцип: «Hic lokus ubi mortui docent vivos» — «Здесь мертвые учат живых», — подчеркивает Евгений Черствой. На макропрепаратах студенты учатся узнавать любой недуг «в лицо», приобретают тот опыт, который не заменят ни один учебник, ни одна фотография.
Наша кунсткамера круче питерской
85–летие отмечает уникальный музей, который собирали поколения белорусских патологоанатомов