В прошлом году Беларусь экспортировала сельхозпродукции примерно на 5,6 миллиарда долларов

Наш сыр на российской полке

«Агропромышленный комплекс страны должен стать одним из главных драйверов роста национальной экономики в третьем квартале 2014 года», сказал 6 августа Премьер-министр Михаил Мясникович. Как в воду глядел. Бывают же совпадения! В тот же день Владимир Путин в ответ на западные санкции подписал указ, запрещающий ввоз в Россию продовольствия из ЕС, США, Канады, Японии и Австралии. Беларусь мгновенно заявила о готовности поставлять соседке сельхозпродукцию вместо стран, попавших под российское продовольственное эмбарго.

«Для нас это клондайк. Мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия», — сказал тогда же первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич. И наши сельхозпроизводители, не откладывая, постарались взять быка за рога: только в августе на экспорт поставлено сельхозпродукции на более чем 325 миллионов долларов — 107,2 процента к августу 2013 года. В натуральном выражении экспорт колбасных изделий увеличился в 1,6 раза, цельномолочной продукции — в 1,9, масла — в 1,3, сыров — в 1,5 раза. С августа по декабрь темп роста поставок молочной продукции запланирован не менее 138 процентов к уровню прошлого года, по мясу примерно 130. 

Всего в прошлом году Беларусь экспортировала сельхозпродукции примерно на 5,6 миллиарда долларов. В нынешнем планируется получить экспортной выручки до 6 миллиардов долларов, а в 2015 — до 7 миллиардов. Причем мы готовы увеличить поставки не только мяса и цельного молока вместо Финляндии. Белорусские аграрии могут дополнительно поставлять и овощи, запросто заменив голландскую картошку и польские яблоки. 

Но продуктом номер один в молочном экспорте российское эмбарго де-факто сделало сыр. Благодаря высокой добавленной стоимости этот продукт — один из основных выгодных молочных продуктов не только в Беларуси, но и в мире. Достаточно сказать, что на его изготовление идет около четверти всего молока, производимого на планете. Его рынок определяют ЕС, США, Япония, Новая Зеландия, ежегодно выпуская порядка 20 миллионов тонн сыров. Понятно, что при такой расстановке сил российское эмбарго стало потрясением для основных производителей. За восемь месяцев импорт сыров в Россию сократился на 22 процента, при этом только в августе поставки из третьих стран уменьшились практически вчетверо по сравнению с августом 2013 -го. 

Росчерком пера Кремль убрал с рынка всех наших основных конкурентов, тем самым открыв новое окно возможностей для белорусов. Достаточно ли у нашей молочной отрасли потенциала, чтобы «удержать быка за рога», надолго заполнив освободившуюся нишу? 

В этом году в Беларуси отмечается рост производства сыров. По результатам первого полугодия выработка продукции увеличилась на 10 процентов. По итогам года она может достигнуть 150 тысяч тонн. Элитная группа сыров — направление, на котором надо делать акцент, утверждают в Минсельхозпроде. В прошлом году более выгодной была рыночная конъюнктура по сухому молоку. В этом — ситуация складывается в пользу сыров. Конечно, аграрная отрасль слишком остро ощущает колебания мировых и ближайших к нам рынков. Да и российские молочники порой пытаются вставить палки в колеса — конкуренцию никто не отменял. Так, на днях Россельхознадзор обнаружил в партиях молочной продукции трех молокоперерабатывающих предприятий — ОАО «Березовский сыродельный комбинат», «Дятловский сыродельный завод» и «Рогачевский молочноконсервный завод» — условно-патогенные микроорганизмы, небезопасные для здоровья. Об этом сообщается на сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России. Россельхознадзор предупредил нашу ветеринарную службу о недопустимости подобных нарушений. 

Понятно, чтобы увеличить объем производства, предприятия закупают сырье, где только возможно и дополнительно загружают мощности. Некоторые заводы в два раза увеличили его закупки в Литве и Польше. Все это, видимо, неизбежно сказывается на качестве конечного продукта. Но Беларусь использует сырье, которое, согласно договоренностям с российской стороной, разрешается завозить, и наращивает те продуктовые позиции, что исчезли из продажи в России, подчеркивают в Минсельхозпроде. Главное, чего нельзя забывать, — российское эмбарго не будет вечным. Значит, надо работать над поддержанием конкурентоспособности наших сыров. А это возможно только при одном условии — росте продуктивности дойного стада в стране. Но и этого мало. Более дорогое молоко сорта «экстра» выгоднее в переработке. Это и разнообразие ассортимента, и более высокое качество продукции, и, самое главное, большие выгоды и выходы на рынки в условиях растущего спроса. И конкуренции. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter