Наш опыт – уникален.

Опыт Союзного государства уникален тем, что в нем отработана модель интеграции, при которой взаимодействуют страны разновеликие, но объединенные общим стремлением к сближению.

Оценить достижения Союзного государства, вклад парламентариев в его строительство, обозначить перспективы дальнейшего развития “СВ” попросила первого заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.

– Владимир Павлович, уже полтора десятилетия народы Беларуси и России отмечают 2 апреля как праздник своего единения. Можно ли сказать, что Союзное государство состоялось? Чего главного за эти годы удалось добиться в рамках Союзного государства в развитии экономики, политики, социальной сферы?

– Достижения Союзного государства в экономической, социальной, военной сферах беспрецедентны. Например, за 2000–2011 годы из союзного бюджета было направлено на решение общих проблем свыше 40 млрд российских рублей. Это позволило профинансировать выполнение более 60 совместных программ.

Граждане Беларуси и России имеют равные права – могут свободно передвигаться по территории наших стран по внутреннему паспорту, без оформления виз и миграционных карточек, свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранцев. Белорусам и россиянам предоставляются равные условия в получении медицинской помощи, в доступе к услугам лечебно-оздоровительных учреждений. Кроме того, в начале 2012 года вступили в силу изменения в российском законодательстве, позволяющие белорусам, временно пребывающим и заключившим трудовые отношения на территории России, реализовывать свои пенсионные права.

Можно приводить много ярких примеров интеграционных достижений. Но скажу с уверенностью: сегодня Союзное государство – самое успешное интеграционное образование на постсоветском пространстве с большим потенциалом и перспективами.

– Есть ли особенности у нынешнего праздника?

– В этом году праздник наших народов проходит накануне очередной, сорок первой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Тут есть доля символизма – в состав Парламентского Собрания войдут новые депутаты от Государственной Думы России, будет избран Председатель союзного Парламента, произойдут изменения в составах комиссий. Все это, уверен, обогатит нашу работу новыми идеями.

– Каков вклад парламентариев в становление Союзного государства?

– Каждая парламентская сессия являлась последовательным шагом в решении задач, поставленных главами наших государств на пути интеграционного строительства.

Нам удалось создать солидную международно-договорную базу Союзного государства, обеспечить ежегодное принятие союзного бюджета, разработку и реализацию совместных программ.

Большая работа была проведена по унификации законодательства Беларуси и России. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере и так далее.

– Вы упомянули, что Парламентское Собрание Союза Беларуси и России  ждет обновление в связи с прошедшими парламентскими выборами в России. Какие наиболее актуальные задачи стоят перед новым составом Парламентского Собрания?

– Безусловно, таких задач немало. Полагаю, нам следует активнее проводить работу по укреплению международного имиджа Парламентского Собрания. Сегодня мы нацелены на установление новых отношений сотрудничества, включая Латиноамериканский парламент, Парламентский союз государств – членов Организации Исламского сотрудничества, Межпарламентскую ассамблею Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Нам следует активнее проводить скоординированную работу в межпарламентских структурах, выступать с заявлениями и обращениями по вопросам, затрагивающим интересы наших государств. Кстати, думаю, в ближайшее время мы реализуем идею проведения совместного заседания комиссий по делам СНГ нижних палат парламентов Беларуси и России, где будут представлены и эти темы.

Надо внедрять в практику Парламентского Собрания обсуждение проектов национальных законов, затрагивающих вопросы строительства Союзного государства.

Есть хорошее предложение о разработке для депутатов Парламентского Собрания плана по внесению в национальные законы поправок, уравнивающих права граждан Союзного государства. В наших странах на белорусов и россиян не должен распространяться правовой режим, установленный для иностранных граждан.

– Как влияет на деятельность Союзного государства участие Беларуси и России в Таможенном союзе и ЕЭП и наоборот?

– Создавая Союзное государство, Беларусь и Россия выступили первопроходцами в тесном интегрировании широкого круга сфер жизни общества. С созданием Союзного государства обретен уникальный опыт разноскоростной и разноуровневой интеграции. Уже в течение полутора десятков лет Союзное государство – пример последовательного движения по пути углубления всесторонней кооперации.

Без наработок в рамках союзного строительства не было бы успешного и динамичного развития Таможенного союза и Единого экономического пространства. “Тройке” удалось выйти на беспрецедентные для постсоветского опыта шаги по передаче полномочий наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии.

Что касается влияния Таможенного союза и ЕЭП – главное, чтобы их успех стал притягательным для других стран, в том числе для нашей ближайшей соседки Украины, с которой мы вместе работали над прообразом ЕЭП.

– Может ли быть востребован опыт Союзного государства в других интеграционных союзах на пространстве СНГ?

– Было бы, конечно, ошибкой считать весь интеграционный опыт Союзного государства универсальным для всех стран СНГ, так как у каждой из них много отличий – экономических, политических, социальных и даже географических. Но в то же время нельзя забывать, что мы прошли многовековой путь совместного развития и обязаны это учитывать, если хотим обеспечить надежность и долговечность создаваемых объединений.

Опыт Союзного государства уникален тем, что в нем отработана модель интеграции, при которой взаимодействуют страны разновеликие, но объединенные общим стремлением к сближению. Важно, чтобы в дальнейшем и Союзное государство, и СНГ, и ЕврАзЭС, и Таможенный союз, и ЕЭП обогащали и взаимодополняли друг друга. Ведь наша задача – максимально использовать весь имеющийся интеграционный потенциал.

– Работа в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, формирование будущего Евразийского экономического союза наверняка потребует более тесной скоординированной работы с казахстанскими парламентариями. Каким видится сотрудничество?

–  Парламенты Беларуси, Казахстана и России принимали активное участие в строительстве Таможенного союза и Единого экономического пространства, однако этот вклад был ограничен усилиями по ратификации подписанных документов, форматом двусторонних консультаций в рамках встреч.

В то же время динамика развития сотрудничества в рамках Таможенного союза и ЕЭП говорит о том, что сложившийся механизм парламентской работы в перспективе должен быть пересмотрен. Я имею в виду возможность институционализации взаимодействия законодателей. Причина проста – надо создавать единое правовое пространство.

Этот вопрос станет особенно актуальным в случае перехода к непосредственной реализации идеи Евразийского экономического союза. Здесь я поддерживаю позицию, высказанную Председателем Государственной Думы России Сергеем Нарышкиным и публиковавшуюся в “Союзном вече”.

В организационном плане объективно вырисовывается основной путь – парламентарии Беларуси, Казахстана и России могли бы встречаться в трехстороннем формате в период мероприятий по линии Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС. Это вполне укладывается в русло подхода, использовавшегося главами государств и руководителями правительств. Кроме того, за данный вариант говорит и вероятность преобразования ЕврАзЭС в Евразийский экономический союз, если к тройственным договоренностям присоединятся остальные участники экономического сообщества.

Однако есть и параллельное направление – вовлечение Парламента Казахстана в работу Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Полагаю, подошло время рассмотреть вопросы предоставления Парламенту Казахстана статуса постоянного наблюдателя в белорусско-российском Парламентском Собрании, его участия в таких мероприятиях, как заседания комиссий, семинары и других.

– То есть не исключено, что Парламентское Собрание Союза Беларуси и России может стать фундаментом для взаимодействия парламентов тройственного союза наших государств?

– Вопрос должен обсуждаться, но технически – почему бы и нет. Ресурсы и наработки есть. Если Парламентское Собрание сможет предложить казахстанским коллегам интересную и деловую повестку сотрудничества, ему по силам стать площадкой трехстороннего взаимодействия. Убежден, что появление такого форума – тема недалекого будущего.

– Ваши пожелания белорусам и россиянам в День единения?

– Мира, спокойствия, благосостояния. Чтобы наши народы всегда находили общий язык – вместе мы преодолеем любые трудности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter