Наш дух неистребим

Настоящее   искусство —   это   великие   идеи,   задачи   и   свершения

Настоящее   искусство —   это   великие   идеи,   задачи   и   свершения

Недавно в Москве в знаменитом МХАТе имени М.Горького общественность России отмечала 50-летие литературно-художественного журнала «Наш современник». Это празднество вылилось в настоящее торжество современной русской интеллектуальной мысли, русского духа. 

Накануне поездки в российскую столицу я просмотрел результаты одного из последних исследований, касающихся состояния культуры и искусства на постсоветском пространстве и прежде всего в России. Как и следовало ожидать, там констатировалось, что настоящее искусство сегодня вытеснено на периферию духовной жизни и практически уже недоступно народу. Его уделом стала американизированная попса, которая захлестнула не только эстраду, но и театры, кинозалы, выставочные залы и так называемые художественные галереи. Созданные «на потребу», раскрученные благодаря многомиллионным вложениям произведения и их бесталанные создатели усилиями тех же пиарщиков без труда превращаются в кумиров толпы, а их куцые мысли выдаются за последние откровения. Но больше всего меня поразила информация о том, что 30 процентов граждан России (а в ряде республик эта цифра достигает 50 процентов) «не имеют дома ни одной книги». И дело здесь не в том, что появился новый носитель информации – компьютер и нужда в необходимости иметь домашнюю библиотеку вроде отпала. Проблема в том, что в недавно еще «самой читающей стране» сегодня выросло молодое поколение, значительный процент представителей которого не только не имеют, но и не прочитали ни одной книги. Но и наши читающие молодые люди, не говоря уже о 10—15-летних подростках, значительно отстают от своих тех же европейских сверстников «по качеству чтения», т.е. читают в большинстве своем откровенную макулатуру, ничего не дающую ни уму, ни сердцу. 

Для тусовочной, привыкшей красоваться друг перед другом, шуметь и бесконечно выяснять отношения Москвы праздничный вечер в доронинском МХАТе стал своего рода откровением, вызовом, ярко продемонстрировавшим всю надуманность и никчемность широко рекламируемой прессой и телевидением якобы полной победы в российской столице так называемой гламурной столичной «элиты». Этот вечер в переполненном театральном зале наглядно показал, что есть другая Москва, действительно, яркая, интеллектуальная, талантливая, черпающая свое вдохновение не на задворках западной культуры, а из самой глубины русской жизни, ее истории, веры. И вера эта неистребима, потому что в ней нет злобы, отчаяния, но есть надежда и всегда боренье духа. 

Не случайно тот незабываемый вечер открылся приветственным письмом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Оно было адресовано не только знаменитому русскому журналу «Наш современник», но и всей многочисленной аудитории его читателей, которая в былые годы только в Беларуси составляла десятки тысяч человек. 

Кстати, только за последние годы «Наш современник» выпустил четыре номера, полностью посвященных нашей республике, в которых печатались белорусские авторы. Именно этот журнал, поднявший знамя созданного еще в XIX веке Александром Пушкиным журнала «Современник», не только развил его лучшие традиции, такие, как народность, правдивость, художественность, но и открыл в русской литературе новые широкие горизонты. «Наш современник» вышел далеко за пределы чисто литературного творчества и оказывал серьезное влияние на жизнь всего общества. Открыв таких «региональных» писателей, как Гавриил Троепольский, Виктор Астафьев, Владимир Солоухин, Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Евгений Носов, Борис Можаев, таких поэтов, как Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Егор Исаев, и таких публицистов, как Иван Васильев, Вадим Кожинов, «Наш современник», по сути, вдохнул тогда в нашу жизнь новые силы, подвигнул общество на новые свершения. Выступивший на вечере профессор Литературного института имени М.Горького, председатель Международного Пушкинского комитета Владимир Костров, говоря о преемственности пушкинского «Современника» и «Нашего современника», заметил, что «великая литература XIX века и лучшие писатели – наши современники своими духовными исканиями и прозрениями мужественно преодолевают обман и искушения сегодняшнего дня, создавая образ своей страны, который близок и дорог людям, наполняют их души верой и жаждой свершений». 

Эти слова можно отнести не только к писателям, но и ко всем другим деятелям искусства. И потому так пророчески прозвучали слова великого Валентина Распутина, обращенные как бы к журналу, но по сути — ко всей творческой интеллигенции: «Пока вы будете занимать патриотическую гражданскую позицию, жить жизнью своего народа, будете требовательными, ответственными, вы всегда будете востребованными, вам будут верить, с вами будут считаться». 

В тот вечер на подмостках знаменитого Малого театра и Театра Российской армии, предоставивших свои сцены для VI Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь», показывали свои спектакли театры не только из России, но и из Украины и Беларуси. И бессменный вдохновитель и организатор этого действа народный артист России Николай Бурляев,  заехавший на несколько минут во МХАТ, чтобы поздравить с юбилеем «Наш современник», конечно, не мог не сказать о высоких нравственных задачах искусства и прежде всего литературы. Потом уже он вспомнил, как в середине 90-х годов, когда «Золотой Витязь» подвергался гонениям, именно белорусский Президент сделал все, чтобы поддержать его. Именно тогда и выкристаллизовывался девиз этого фестиваля: «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека». И закономерно, что на прошлом театральном «Витязе», который проходил в Минске,  обсуждался такой животрепещущий вопрос: «Богоугодное ли дело – театр?» Ведь во времена Шекспира и Мольера актеров считали грешниками. И хотя с тех пор, и особенно в последние полтора десятилетия, не только многие известные актеры, поэты и прочие деятели искусства много нагрешили, предав идеалы, которые они когда-то утверждали своим творчеством, все-таки искусство, убежден не только знаменитый русский киноактер, но и многие присутствовавшие в тот вечер во МХАТе, не только богоугодное, но и жизненно необходимое, «святое дело». 

В тот вечер было сказано   много важных слов, поднято  много проблем. Касались они не столько проблем литературы, искусства, сколько проблем духа. И за кулисами, когда группа возмущенных московских художников обсуждала очередные факты хищения ценностей из Эрмитажа, мы с известным графиком Геннадием Животовым вспоминали, как в начале 70-х годов, будучи еще студентами, повезли в Питер одну из старинных икон, по случаю приобретенную нами в Тобольске. После недолгой экспертизы нас принял тогда и поблагодарил за подарок директор всемирно известного Русского музея Василий Пушкарев. И только недавно мы узнали, что благодаря усилиям этого выдающегося музейного работника за четверть века коллекция Русского музея увеличилась на 190 тысяч экспонатов! И мы горды, что среди 500 икон XIII—XVII веков, появившихся в то время, возможно, хранится и наша тобольская икона. 

Уже заполночь, покинув огромный задумчивый МХАТ и тихо шагая по Тверскому бульвару к станции метро, я вспоминал слова Георгия Свиридова, последнего выдающегося композитора ХХ века, прозвучавшие в этот вечер в телезаписи и обращенные к журналу, автором которого он являлся еще задолго до его юбилея. «Судьба нашей литературы и искусства – не только в руках производителей этих ценностей, людей разных национальностей, но и тех, кому эти ценности принадлежат: русских, украинцев, белорусов… Искусство соединяет людей. К сожалению, сегодня люди чаще объединяются не вокруг великого искусства, а вокруг ничтожного. Но, думаю, недалеко то время, когда они вспомнят о своем высоком духовном предназначении. И тогда вновь возродятся настоящее искусство, литература, а значит, великие идеи и великие задачи. Нет, как бы там ни было, пока живо искусство, дух наш неистребим». 

И уже возвращаясь домой, в Минск, под неустанный стук вагонных колес я вновь и вновь вспоминал последние его слова, ставшие, как мне казалось, рефреном праздничного вечера, посвященного 50-летию «Нашего современника»: «Россия — это не только газ, нефть, бескрайняя суровая земля. Это прежде всего люди, открытые, стойкие, дружеские. И сегодня радостно видеть, как в них все сильнее пробуждаются самосознание, чувство собственного достоинства и уважения к своим друзьям и близким. Без понимания всего этого невозможно возрождение Отечества». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter