НАШ ДРУГ Мишка Шульман.

Михаил Львович Шульман... Без него нельзя представить историю «Славянского базара в Витебске». Больше десяти лет этот талантливый тележурналист руководил Международным пресс-центром фестиваля, был редактором фестивальной газеты, режиссером-постановщиком концертов и программ.

Больше десяти лет этот талантливый тележурналист руководил Международным пресс-центром фестиваля, был редактором фестивальной газеты, режиссером-постановщиком концертов и программ. Его близкий друг Аркадий Крумер готовит к изданию книгу «Майсы с пейсами», выдержки из которой мы и публикуем сегодня в надежде подарить каждому шанс, читая эти строчки, вспомнить светлые встречи с удивительным человеком, о котором до сих пор сложно говорить в прошедшем времени.

Я был ошеломлен, когда увидел его спектакль «Влюбленные над городом». Это было на фестивале «Славянский базар в Витебске» во время Шагаловского праздника. Феерия. Сказка. Волшебство. Никогда больше я не видел ничего подобного. В полной темноте вдруг вспыхнули все окна в городской Ратуше. Их было не меньше ста. И в каждом играл Шагаловский скрипач. А потом по звездному небу полетели влюбленные. Музыканты наяривали еврейские мелодии. Заезжие циркачи на крыше, где, конечно, тоже играли скрипачи, кувыркались, ходили на руках, птицей летели вниз, крутили солнышко на высоте двадцати метров. И ожившее еврейское местечко пришло в движение и в такт этой завораживающей музыке исполняло свой вечный танец... 
А внизу важно ходили гуси, и кудахтали куры, и старый извозчик запрягал лошадь. И замирало сердце, наполняясь детским восторгом.
Что это было?! Сказка? Волшебство? Подарок феи? Это было зрелище, придуманное Мишей Шульманом и воплощенное его необычным талантом.
А он стоял за режиссерским пультом ни живой ни мертвый, боясь, что, не дай бог, что-то произойдет, сорвется и растворится в темноте. И во всем происходящем тут витал дух Мастера!

На своих концертах Мишка всегда был в широком пиджаке яркого терракотового цвета. Режиссер должен выделяться на концертной площадке. Но его хлопоты с пиджаком были напрасные. Мишка и без этого выделялся среди всех прочих своей неуемной фантазией и желанием сделать все по-настоящему здорово! Его постановки и в самом деле напоминали волшебную сказку. Да и сам он был настоящим сказочником, взрослым ребенком, который носил широкий пиджак яркого терракотового цвета.

Мишка был необычным человеком, и все, кто хоть однажды с ним встречался, сразу же считали его своим!.. Он общался у нас с коренными израильтянами: они не знали ни слова по-русски, Мишка ни слова на иврите, а так получалось, что через пару минут они говорили на одном языке...
Израиль ему нравился очень, он говорил, что ему здесь хорошо дышится. Я помню его приезд, когда мы делали фестиваль еврейского местечка «Майн штетеле». Накануне гала-концерта мы вместе со «световиками» выставлял свет. Это длилось почти до утра. И Мишка готов был убить любого, кто готов был лепить халтуру. «Световики»  на него смотрели, как на сумасшедшего, не понимая, чего ему надо?! В те времена в Израиле слова «режиссура концерта» считались полной абракадаброй. Концерты часто проходили при свете трех фонарей, что считалось уже достижением. А те наши гала-концерты получились яркими, трогательными и в высшей степени профессиональными. И многие вспоминают их до сих пор и говорят, что ничего подобного не видели раньше никогда. Мишки давно нет, а «Майн штетеле» с его легкой руки живет. И если в придумывании фестивалей я чему-то научился, это только Мишкина заслуга!

Когда Мишка ушел из жизни, все, для кого он был близким человеком, почувствовали щемящую пустоту. Проходит время, острые ощущения притупляются. Но это ощущение пустоты уже останется навсегда! А когда прошло сорок дней, в Витебске был вечер памяти. Это было очень грустное время. Понемногу приходило осознание, что он ушел навсегда, но все равно думалось, что это невозможно, и казалось, что вот-вот он должен вернуться, кинуть сумку на письменный стол, заваленный доверху, посмотреть поверх очков, которые у него сидели всегда на кончике носа, и сказать свое вечное: «Мальцы, здорово! Ну что будем делать?»

В поминальный день в Израиле горят свечи, зажженные его близкими. И верится, что они хоть чуть-чуть согревают Мишкину светлую душу, которая находится сейчас высоко-высоко над нами...

На десятом «Славянском базаре в Витебске» Международный пресс-центр фестиваля и его бессменный руководитель Михаил Шульман были удостоены переходящей награды Международной федерации фестивальных организаций – приза «Переходящее кольцо дружбы». В 2005 году по инициативе генерального секретаря ФИДОФ Марио Морено этой престижной награде присуждено имя Михаила Шульмана.

Дело техники

В ногу с прогрессом
Ольга САЛЬНИКОВА, заместитель директора дирекции фестиваля:
– Фестиваль начинался в те времена, когда факс считался самым передовым видом связи. Сегодня задействован большой комплекс современных компьютеров и оргтехники. В 1999 году я стала инициатором создания единой компьютерной системы дирекции фестиваля, и она была создана. Сегодня эта система объединяет всю структуру дирекции фестиваля, автоматизирует ряд задач и процессов, без нее фестиваль был бы качественно другим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter