Корреспондент «Р» выяснял, почему в столичных магазинах продается «национальная библиотека» китайского производства
Вроде бы нет ничего удивительного в том, что в универмагах столицы продаются сувениры в форме Национальной библиотеки Беларуси. Но это до тех пор, пока не заметишь, что в графе «страна-производитель» указан… Китай.
— Девушка, почему у вас библиотека китайская? — спросил я у продавщицы сувенирного отдела в одном из столичных магазинов.
— Не знаю. Какая есть, такую и продаю, — услышал в ответ. — По-моему, нет никакой разницы — китайская она или белорусская, лишь бы люди покупали.
— Но это же символ страны, — упрямлюсь я. — Неужели нет в продаже отечественных аналогов?
— У меня точно нет, — ответила девушка. — Поищите в других отделах, может, что-нибудь найдете. Хотя и эта довольно симпатичная…
Действительно, игрушечное здание сделано профессионально: все изгибы, проемы, выступы присутствуют. Архитектура полностью сохранена. Даже смотровая вышка есть. Но рука не поднялась достать купюры из кошелька и купить «китайский алмаз». Ведь все мы хорошо помним, как несколько лет назад белорусы инвестировали немалые средства в этот удивительный проект. На телеэкранах постоянно шла реклама, в которой указывался счет банка, куда можно было перечислять деньги. Проводились акции, субботники по сбору средств, многие согласились участвовать в безвозмездном спонсорстве… Вряд ли белорусы предполагали, что спустя время на нашем Доме знаний будут зарабатывать иностранцы.
Юрист Национальной библиотеки объяснил, что они всего лишь сотрудники государственного учреждения и не являются собственниками облика здания, поэтому к продаже сувениров не причастны.
Но если производители Поднебесной научились делать эту несложную игрушку, неужели отечественные компании не могут?! Я решил обзвонить предприятия и заказать игрушечную библиотеку.
Первой в списке фирма из Витебска.
— Здравствуйте! Я хотел бы приобрести вашу продукцию в подарок детскому дому-интернату. Одна оговорка: игрушки должны нести не только рекреативную функцию, но и образовательную. Хочу, например, подарить ребятам сувениры в форме Национальной библиотеки. У вас их можно купить?
— К сожалению, на предприятии нет соответствующей формы, чтобы выполнить ваш заказ.
— Очень жаль. Но я вот смотрю, у вас на сайте есть красивый сервиз. Было бы здорово наклеить на него фотографию с рисунком библиотеки. Это возможно?
— Да, только будет дороже стоить.
— Насколько?
— Точно сказать не могу. Вы пришлите заявку к нам по факсу, уточните, сколько экземпляров, какой именно рисунок. Мы передадим ваш заказ в технический отдел, покажем экономисту и определим стоимость.
— Я звоню из Минска. Не хотелось бы ехать в Витебск для согласования рисунка.
— Это не проблема. Мы каждую неделю приезжаем в столицу. Посылайте заявку, а когда наши специалисты будут в Минске, они встретятся с вами и обсудят все детали.
Набираю еще одну фирму.
— Здравствуйте! Хотел бы купить партию игрушек в форме Национальной библиотеки. У вас производят что-нибудь похожее?
— Нет. Таких в продаже нет.
— А если под заказ?
— А что именно вы хотите?
— Мне нужен облик здания. Что-то похожее на сувенир, как, например, статуэтка Эйфелевой башни.
— Я думаю, мы сможем их сделать. Сколько экземпляров вам нужно?
— Около 200 штук.
— Вообще-то, у нас заказ от 500 экземпляров и выше. Но все равно надо поговорить с директором. Оставьте свой телефон, в понедельник мы вам перезвоним.
В понедельник мне так никто и не перезвонил...
---------------------------------
Прямая речь
Виктор КРАМАРЕНКО, автор проектов Национальной библиотеки Беларуси и железнодорожного вокзала в Минске:
— Если кто-то использует авторские проекты в коммерческих целях, он обязан связаться непосредственно с самим автором. Однажды ко мне обращались из латвийской компании по производству конфет. Они хотели поместить изображение Национальной библиотеки на коробки со сладостями. Я попросил их некоторое время подождать, так как хотел ознакомиться с законодательством по этому вопросу. С тех пор прибалтийская компания больше не перезванивала, но закон ими был соблюден.
Что касается сувениров Национальной библиотеки, которые произведены в Китае, — я впервые о них слышу. Безусловно, здесь присутствует нарушение авторских прав. В некоторых сферах, как, например, в музыкальной индустрии, сейчас тщательно следят за продуктом интеллектуальной собственности. Но если, например, подойти к любому ларьку, можно увидеть в продаже фотографии с изображением каких-либо зданий. Причем будет указана фамилия фотографа, но фамилия архитектора обычно отсутствует, а это уже нарушение авторского права. Несомненно, с такими негативными явлениями необходимо бороться.