“Нас объединяют добрые человеческие отношения”

С лучшим белорусским спортсменом ХХ века удалось побеседовать во время 36-го международного турнира на его же призы. Соревнования серии Гран-при, как обычно, собрали в Минске лучших мастеров вольной борьбы со всего мира. Отказываться от приглашения Александра Медведя не принято, да и вряд ли кому-то подобное может прийти в голову. За время своего существования турнир стал настолько престижным, что победа в нем для многих становится мечтой. К примеру, пару лет назад россиянин Бувайса Сайтиев, двукратный олимпийский чемпион и обладатель практически всех возможных титулов, сокрушался, что еще не побеждал на турнире Медведя. И борец не успокоился, пока не устранил этот пробел в своей спортивной биографии... Александр Медведь стал легендой при жизни. А по-другому и не могло получиться.

Трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, девятикратный чемпион СССР — таких успехов достигают единицы. Их почитают не только на родине, но и далеко за ее пределами. Наш герой, пожалуй, ассоциируется с Беларусью так же прочно, как василек или зубр. В свои 67 Александр Васильевич является вице-президентом Национального олимпийского комитета Беларуси, возглавляет Федерацию вольной борьбы.
Школы разные,
но они — вместе
— Конечно, в наших стилях борьбы существуют определенные различия. Белорусские борцы отличаются выносливостью, богатым техническим арсеналом. У россиян свои козыри. Особенно сильны представители кавказских регионов — Осетии, Дагестана. Пожалуй, там сложилась сильнейшая школа в мире. Так повелось со времен Советского Союза, что мы постоянно учимся друг у друга. Без хорошего спарринга ничего не получится. Даже к турниру мы готовились вместе. У нас есть замечательный олимпийский спорткомплекс “Стайки”. Он как был одним из лучших мест для подготовки борцов, так им и остается. Россияне в Стайках частые гости. Вообще трудно представить, чтобы российская и белорусская борьба развивались в изоляции. Мы выписываем российские журналы по борьбе, проводим совместные семинары для тренерских кадров — наши специалисты ездят в Россию, россияне приезжают к нам. Друг без друга мы не можем. Россия — одна из лучших борцовских кузниц в мире.
— Откуда у российских борцов такое преимущество?
— Они смогли сохранить традиции советской борьбы, и сегодня вряд ли с ними кто-то может тягаться. Классные борцы иногда появляются в Иране, Турции, но это единичные случаи.
О друзьях в России
— Они были, есть и остаются. Часто и с удовольствием бываю в этой стране. Мои друзья живут в Махачкале, Хасавюрте, Москве. Кстати, с нетерпением жду чемпионата Европы, который пройдет 25—28 августа в российской столице. Надеюсь, что москвичи получат удовольствие от нашей борьбы. Вообще же нас с россиянами объединяет не только спорт, но и добрые человеческие отношения. У наших народов нет секретов. Мы всегда готовы делиться тем, что у нас есть. Меня радует в отношениях с Россией, что мы никогда не отрывались друг от друга. Мы всегда были вместе. Белорусы и россияне должны жить одной дружной семьей. Нас также объединяет тот факт, что мы — славяне. Хотя среди нас есть представители различных народностей, религий, но никаких проблем на этой почве не возникает. Особенно я горжусь за свою страну, которая является одним из самых спокойных и тихих уголков Европы. Многие спортсмены переезжают к нам из России и вырастают в классных мастеров. Как, например, Герман Кантоев.
— Кстати, как вы относитесь к переезду спортсменов из одной страны в другую?
— Мне кажется, спортсмен имеет право выбирать страну, за которую он хочет выступать. Все должно зависеть от его желания, ведь силой никого никуда не тянут. Тем более что спортсмены меняют гражданство не только в погоне за наживой. Кто-то женится, кто-то желает повысить свое мастерство. И почему какая-то страна должна отказываться от классного спортсмена? Если он сильнее местных ребят, то для них “легионер” будет отличным примером для подражания, стимулом для самосовершенствования. Спортивная миграция — довольно распространенное в мире явление. И не только в борьбе. Американцы выступают за Канаду, африканцы — за Францию. Подобная практика имеет право на жизнь.
Мне нравится...
— В последнее время с удовольствием смотрю на борьбу молодого россиянина Махача Муртазалиева из Дагестана. Если честно, узнаю в нем самого себя. Он разнообразный, сильный, волевой. Именно эти качества присущи настоящему борцу. Нравится его технический арсенал, уверенность в своих силах — все это помогает ему побеждать. На чемпионате мира-2005 в Будапеште Махач просто изумительно расправился со всеми своими соперниками. Я был этому очевидцем и получил самые лучшие впечатления. Думаю, если все будет в порядке, Муртазалиев должен разменять в Пекине афинскую “бронзу” на “золото”.
— Кого можете выделить из белорусов?
— У нас есть очень сильный парень Мурад Гайдаров. Кстати, они с Махачем выступают в одной весовой категории (74 килограмма) и конкурируют между собой. Надеюсь, именно они определят сильнейшего в олимпийском финале.
— В вашей семье есть продолжатели борцовских традиций?
— Мой внук Никита уже второй год занимается борьбой. Ему всего 10, но для своего возраста он прекрасно сложен и физически развит: рост 145 сантиметров, вес 42 килограмма. Никита без проблем взбирается по канату на руках без помощи ног. Пока я не подпускаю его к соревнованиям, считаю, что ему рано участвовать в турнирах. Главное, чтобы у него не пропало желание заниматься спортом.
— Вы с большим интересом наблюдаете за соревнованиями борчих, хотя многие считают, что это не женское дело...
— Я стоял у истоков женской борьбы в Беларуси, хотя раньше сам был против нее. Мы начали развивать этот вид в 1996 году и с тех пор добились значительных успехов — наши девушки не покидают тройку призеров на первенствах Европы как в личных, так и в командных соревнованиях. Я наслаждаюсь и любуюсь женской борьбой. Она не портит женские качества. Наши девчонки прекрасно сложены и хорошо выглядят. По своему техническому арсеналу и желанию победить они могут дать фору мужикам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter