«Нас никогда не встречают с цветами…»

Николай  Жданович —  о  тяготах  профессии  ревизора

Николай  ЖДАНОВИЧ    о  тяготах  профессии  ревизора,  самодисциплине  и  гаранте  финансовой  чистоплотности  

Их хлебу не позавидуешь: кому ж это нравится, когда проверяют, стращают и указывают на огрехи. Злые языки говорят, что профессия ревизора всегда между молотом и наковальней: будешь сильно сладкий – съедят, сильно горький – выплюнут. Выдержать золотую середину и при этом сохранить объективность проверки – такова задача минимум. А максимум? Председатель ревизионной комиссии Минского облпотребсоюза Николай ЖДАНОВИЧ (на снимке) поделился своими наблюдениями и вспомнил самые громкие дела минувших десятилетий.

...В потребкооперацию его не вела ни одна из дорог: отец – строитель, мать – учительница начальных классов. В Молодечненский учетно-плановый техникум поступал после 9-го класса – и только потому, что для сельского паренька это был один из немногих шансов зацепиться в жизни. И он его использовал. За три года получил специальность бухгалтера и по распределению прибыл в Брестский райпотребсоюз. Начинать трудовую биографию пришлось в Домачевском потребобществе ревизором-инвентаризатором.

Хлебозавод, магазины розничной торговли, столовая, объекты общепита в районе озера Белое – первые памятные адреса ревизий. Проверить наличие товарно-материальных ценностей на складах и в торговом зале, сделать их фактический пересчет – и при этом не помешать торговому процессу. Задачка не из простых, учитывая, что калькуляторов тогда не было. Обычные счеты или в лучшем случае громадина-арифмометр «Феликс». Ныне – музейный экспонат...

— Старались приехать рано-рано утром и сделать побольше до открытия. Вечером задерживались и до 22.00, и до 23.00. В зависимости от объемов товара. А они были немаленькими: большинство магазинов в те времена — смешанного типа: торговали товарами повседневного спроса. Хлеб, печенье, мука, ткани, спички, гвозди, шурупы, керосин, пуговицы, булавки... Пересчитать все нужно до одного грамма, до одной иголки, до одной копейки. Можете представить?! – говорит Николай Жданович. – Иной раз приходилось просиживать на объекте по 3—4 дня, по 12 часов в сутки. Приезжаешь – еще темно, уезжаешь – уже темно. Но это стоило того! Те 4 месяца, что я проработал здесь до армии, стали настоящей школой жизни.

Конец 1960-х—начало 1970-х – относительно спокойное время: недостачи в 15-20 советских рублей даже тогда всерьез никто не воспринимал. Воровать в принципе было стыдно. Не дай бог попался на 500—600 рублях хищений – и сразу сел. С этим было строго.

Два года службы в закрытом танковом полку под Гданьском, предложения о продолжении военной карьеры в Москве, но нет – он вернулся на родину. В Беларусь. Год учебы в Молодечненской инструкторско-ревизорской школе – и в 1972-м распредление в Минский облпотребсоюз. Они неразлучны по сей день. Много чего пришлось пережить: пройти все этапы от старшего ревизора КРУ до замначальника управления, окончить Московский кооперативный институт, даже попробовать себя в страховой сфере... Но привычка и любовь к своему делу оказались сильнее: с 2004 года Николай Павлович – председатель ревизионной комиссии облпотребсоюза.

— Самое громкое дело, в ревизии по которому мне довелось участвовать, — Брестское. В 1980-м на местной межрайбазе выявилась недостача в 122.122 рубля — сумма по тем временам колоссальная. Разразился жуткий скандал, надо ехать, а у меня сыну – 3 месяца… Все равно пришлось. Бригада проверяющих работала с 8 утра до 9 вечера. В Минск удавалось вырваться только на выходные. В понедельник с 8 утра все начиналось по новой, — вспоминает Николай Жданович. — В итоге выяснилось, что эту недостачу на складе металлической и хозяйственной посуды скрывали много лет. Большая группа лиц получила после частной документальной ревизии длительные сроки заключения. После Бреста было громкое разбирательство в Воложине, другие серьезные проверки… Неизменным оставался мой принцип: изучи все до последней запятой, только потом делай выводы. 

В последние годы работать стало сложнее. Многократно повысилась ответственность руководителей. Появилось множество новых документов, нормативного материала налоговых органов, нередко с двусмысленными трактовками отдельных положений. Отсюда – ошибки и умышленные злоупотребления: использование торговой выручки в личных целях, завышение итоговых цен в платежных ведомостях, фиктивный закуп сельхозпродукции… И так далее, и так далее. В этих условиях особое значение приобретает работа с молодыми специалистами райпо. Их обучение и своевременный контроль. Ведь суть не в том, чтобы наказать человека, а в том, чтобы научить…

— Наша работа не мед. С цветами никогда не встречают, нервничают, ругаются и повторяют через одного: «Не мешайте работать!» Но даже в этой непростой профессии есть свои приятные моменты: когда нарушения устраняются в ходе проверки. Когда председатель райпо не брызжет от ярости слюной, а благодарит за подсказку и жмет руку, — говорит Николай Павлович. – Увы, немногие даже сейчас понимают, что ревизия – это один из наиболее эффективных методов контроля за хозяйственной деятельностью. Своего рода гарант финансовой чистоплотности любого отдельно взятого предприятия. Но, увы, фраза «к нам едет ревизор» по-прежнему звучит в гоголевских интонациях. Работы нам по-прежнему хватает…

КСТАТИ

Третьего марта Николай Павлович ЖДАНОВИЧ отметил 60-летний юбилей. Поздравляем!  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter