Нас мало. Но мы - из разведки!

Сегодня исполняется 85 лет военной разведке.
Сегодня исполняется 85 лет военной разведке. Говорят, чтобы победить врага, надо прежде всего его хорошо знать. В этом, собственно, и состоит главная цель военной разведки. Она была и остается делом отважных и умелых людей.

В разведке начинал свой славный путь маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Да и многие наши земляки, в том числе генералы армии П.Ивашутин и Е.Ивановский, оставили заметный след в истории военной разведки. Накануне юбилея корреспондент "СБ" встретился с одним из известных разведчиков-фронтовиков генерал-лейтенантом в отставке Владимиром Никифоровичем ВОРОБЬЕВЫМ. 17-летним парнишкой он ушел на фронт Великой Отечественной и с тех пор с разведкой не расставался. Прошел всю Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Венгрию и Чехию. А закончил войну на Дальнем Востоке в Порт-Артуре. Потом были военное училище, академия. Возглавлял разведку Белорусского военного округа и Группы советских войск в Германии.

- Скажите, как вам удалось воплотить мечту миллионов советских мальчишек - стать разведчиком?

- Наверное, благодаря своему высокому росту. Хотя килограммов во мне было немного, сантиметров было предостаточно. Вот командир разведроты и остановил свой выбор на мне, когда пришел набирать себе людей. Думаю, его ожидания я не обманул. На боевом счету 14 уничтоженных фашистов, а сколько мы взяли в плен, даже не считали. Получил медаль "За отвагу" и орден Красной Звезды.

- А война часто снится?

- Почему-то лучше всего запоминаются тяжелые критические моменты, на грани жизни и смерти. Рукопашный бой или окружение... Но моя звезда меня берегла. Я вообще-то не верю во всякие потусторонние силы, но однажды моему сыну экстрасенс сказал, что, мол, у твоего отца двойная космическая связь. Возможно, оно и так, другого объяснения некоторым моментам я просто не нахожу. Как-то столкнулся я в бою с немцем. Он навел на меня свою винтовку, я на него - автомат. И тут происходит непредвиденное - осечка в моем автомате. Немец это видит и стреляет, но попадает не в меня, а прямо в грудь моего сослуживца. Или другой случай. Прямо на меня пикирует "мессершмитт". Все. Конец. И тут какая-то сила дергает меня за ноги. Я падаю, а справа и слева от меня в нескольких метрах рвутся две бомбы. Меня контузило, но ни одним осколком не задело.

- Разведчик - это значит все знать. Советская разведка была на острие мировых событий?

- После войны мы вели стратегическую разведку за войсками НАТО во время их повседневной боевой подготовки и особенно в ходе ежегодных осенних учений. Так что мы совершенно точно знали момент взлета бомбардировщиков B-52 с ядерными зарядами и транспортных самолетов с войсками на борту. Когда я служил в Германии, то отвечал за 400 километров границы между ФРГ и ГДР. Мы досконально знали о развертывании войск, новых поступлениях вооружений и даже о плане работы американского главкома.

- Приходилось ли встречаться с американцами, как тогда говорилось, с "главными противниками"?

- Да, и не раз. Не только мы, но и они были хорошо осведомлены о нас. Когда я прибыл в Германию, то должен был представиться на приеме в американской миссии. Когда начал говорить, мои собеседники-американцы заулыбались. Сказали, что не стоит тратить время, они уже получили подробную информацию обо мне.

- Тяжело было работать на главном фронте "холодной войны", ведь именно так называли границу между ГДР и ФРГ?

- Говоря об атмосфере, в которой приходилось работать, скажу только, что каждому гражданину ГДР "ФРГэшниками" предлагалось по 5 марок за любую, даже самую мелкую, информацию о наших действиях. Когда я находился в Германии - в конце 70-х - начале 80-х, отношения между СССР и США обострились. На человеческом же уровне мало что поменялось. Хотя... Был такой случай. Пригласили нас американцы к себе в самый крупный военный центр - учебный полигон Графенвер. Там нам как бы в шутку предложили стрелять из американского оружия и управлять боевой техникой, рассчитывая, видимо, что мы откажемся. И все это под прицелом телекамер. Мы посовещались с тогдашним главкомом Ивановским и решили, что он постреляет из танка, а я на нем прокачусь. Не стоит говорить, как присутствующие были удивлены такому решению. Главком первым же выстрелом из "Абрамса" поразил цель. Вторым - еще одну. А третью, на дальнем рубеже, трогать не стал. До этого американцы нам говорили, что каждый снаряд стоит 22 доллара, вот и он сослался на то, что решил сэкономить их деньги. Настал мой черед проходить испытание. Я сел в "Абрамс", а что делать - не знаю. Ни рычагов, ничего знакомого нет. Нашел я красную кнопку "START" и нажал. Рванул с места и моментально скрылся из виду. Американцы подняли тревогу, решив, будто я пытаюсь угнать танк. На перехват отправили военную полицию. Тогда я танк развернул и на полном ходу двинулся на вышку с журналистами. От страха те начали с нее спрыгивать. Не доезжая нескольких метров, я остановил машину, накрыл их пылью. Вечером на приеме четырехзвездный американский генерал сказал, что сегодня был предотвращен угон танка высокоподготовленным советским генералом. На это я ответил, что у меня не было такого приказа, иначе обязательно угнал бы танк. Вроде шутка, а разговоров потом было - чуть ли не до Москвы дошло...

- Как вы думаете: разведка - это романтика прошлого и сейчас уже молодежь мечтает о другом?

- Романтика в работе разведчика, конечно, осталась. Ко мне до сих пор обращаются ребята, которые хотят служить в нашей 5-й отдельной бригаде специального назначения в Марьиной Горке. Желание совершать подвиги никуда не пропало. Кто же откажется прыгнуть с парашютом, получить хорошую гражданскую профессию.

- А чем сейчас вы живете, генерал-лейтенант разведки в отставке?

- Предстоящей встречей 60-летия Победы. Общественное объединение ветеранов военной разведки и я, как его председатель, сделаем для этого все, что в наших силах. Сегодня в Беларуси осталось всего 13 фронтовиков-разведчиков. А я один из них. И как свидетеля тех событий меня пригласили консультировать картину, которую снимали на "Беларусьфильме" к юбилею нашей Победы - "На безымянной высоте". На таких вот безымянных высотах остались многие наши товарищи...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter