В субботу мотоциклисты открывают мотосезон-2019: как они подготовились к участию в дорожном движении

Нарушителям сказали «гудбайк!»

В субботу 13 апреля в Минске более тысячи мотоциклистов откроют мотосезон-2019. Однако многие поклонники этого транспорта не дожидались официальной отмашки и выехали на дороги с первым весенним теплом. Они обкатывают новую технику, вспоминают правила движения и привыкают к дорожному трафику. Первые весенние вылазки не у всех удачные. Вот лишь несколько сообщений о происшествиях за последние дни. В Минске мотоциклист пытался скрыться от ГАИ, задержали. В Глубокском районе 27-летний мотоциклист врезался в дерево. В Узденском районе пьяный мотоциклист без прав столкнулся с Mercedes — пострадали двое… Накануне старта мотосезона корреспондент «Р» вместе с ГАИ проверила, как мотоциклисты подготовились к нему.


Езда по правилам

Инспекторы выставляют на Долгиновском тракте Минска ограничение скорости до 40 км/ч и делятся на две группы: одна стоит на въезде в город, другая — на выезде. Расстояние между группами около 500 метров. Если нарушитель заметит пост и развернется, то инспекторы по рации передадут коллегам информацию о подозрительном водителе, и его остановят на противоположной стороне.

На часах 17.00 — конец рабочего дня. Машины идут плотными потоками в спальные районы, движение оживленное. Инспекторы работают быстро. На проверку документов одного водителя уходит меньше минуты. Если нарушений нет — свободен.


 

— Мотосезон открывают не официальные мероприятия — его открывает погода. Многие выезжают, как только сходит снег. Каждый вроде бы понимает, что асфальт не прогрелся, сцепление плохое, но желания прокатиться — хоть отбавляй, — вкратце обрисовал ситуацию с мотоциклистами командир взвода ОГАИ Центрального РУВД Минска Эдуард Русинович.

Один за другим проносятся мотоциклисты в направлении выезда из города. Останавливаем Chopper 2003 года выпуска. Инспектор просит принять вправо и остановиться. Пока проверяют документы, мотоциклист, представившийся Дмитрием, рассказывает:

— Первый раз выехал недели две назад. Уже больше 500 километров проехал. А так за рулем байка четвертый год. Давно хотел купить, но жена не разрешала, говорит, опасно. Я-то не лихачу, все-таки семья дома ждет. А вот другие водители порой позволяют себе рисковые маневры. Где гарантия, что такой лихач не встретится и на моем пути…

Документы у Дмитрия в полном порядке. Побольше бы таких мотоциклистов на наших дорогах! Следом останавливаем еще один Chopper. И у этого водителя с документами полный порядок. Вообще, контингент на чопперах в сводки ДТП попадает редко: двигаются медленно, наслаждаясь видами, а не скоростью. Культуре вождения у них стоило бы поучиться молодежи, которая в поисках адреналина садится на спортивные байки, не имея навыков управления ими. Как раз для снижения аварийности с участием мототранспорта в стране несколько лет назад ввели разделение категорий. Появилась категория «А1». Лишь отъездив два года на малокубатурном мотоцикле, можно получить категорию «А». Она позволяет пересесть на мощный мотоцикл. В странах ЕС таких категорий по стажу вождения около пяти.

Нас не догонят?

Эдуард РУСИНОВИЧ: «Погони случаются чаще, чем хотелось бы. К сожалению, не все нарушители готовы нести ответственность по закону».
Кстати, о скорости. В городе есть несколько дорог, которые популярны у мотоциклистов. Им полюбились проспекты Победителей и Независимости, Долгиновский тракт и улица Тимирязева. Широкая проезжая часть, длинная прямая, ведущая к выезду из города либо к МКАД. Хотя скорость на определенных участках ограничена до 80 км/ч, некоторые позволяют себе выжимать все 180 км/ч. О последствиях ночных заездов мы узнаем утром из новостей.

Хотя мотосезон еще официально не стартовал, первая погоня уже случилась. 3 апреля на пересечении улиц Одоевского и Евфросинии Полоцкой инспектор обратил внимание на мотоцикл Suzuki Hayabusa без номеров. Требование остановиться водитель байка проигнорировал и попытался скрыться. Погоня проходила по городским улицам и была записана на видеорегистратор в служебном автомобиле. Водитель байка свернул в частный сектор, заехал в тупик, где не справился с управлением и упал, получив травмы. Его отвезли в больницу.

— Погони случаются чаще, чем хотелось бы. К сожалению, не все нарушители готовы нести ответственность по закону, — делится наблюдением Эдуард Русинович и в подтверждение своих слов приводит случай из практики. — Осенью преследовали 20-летнего парня на Yamaha. Около 2 часов ночи он ехал на заднем колесе по улице Немиге. С прошлого года это приравнивается к нарушению. За езду на заднем колесе предусмотрен штраф от 2 до 5 базовых величин с возможностью лишения водительских прав на срок до шести месяцев. Парень не остановился по требованию инспектора. Уходил от погони с превышением скорости, выезжал на тротуар и полосу встречного движения, неоднократно проезжал на красный сигнал светофора, совершил ДТП и сам пострадал.

Прошлое водителя говорило само за себя: он неоднократно нарушал ПДД, привлекался к административной ответственности и даже лишался прав управления на год. Позже выяснилось, что еще и госномер его мотоцикла видоизменен.

Среди нарушителей иногда попадаются дети. Так, прошлой весной 15-летний школьник катался на Kawasaki по Октябрьской площади. Около 3 часов ночи его задержал ОМОН и вызвал ГАИ. Оказалось, школьник взял мотоцикл у дедушки, чтобы покататься по городу. На площадь заехал сделать селфи. Эдуарду Русиновичу тоже приходилось задерживать юных любителей мотоциклов. Летом на улице Тихой он остановил парня, который взял отцовский байк, чтобы съездить на пляж.

Рисковый маневр

Речь заходит об особенностях мотоцикла. Из-за габаритов автомобилисты зачастую не воспринимают его как полноценное транспортное средство. Да еще за зиму глаз привыкает к большим объектам, и весной водители не успевают приноровиться к юрким байкам.

— Нужно учитывать некоторые особенности мотоцикла как транспортного средства. Он более маневренный. Маневр, который автомобилист выполнит за 2—3 секунды, мотоциклист сделает гораздо быстрее, — аргумент в защиту автомобилистов находит Эдуард Русинович. — Водитель смотрит в зеркало заднего вида — никого. Начинает перестраиваться. А через секунду между рядами летит мотоциклист. Водитель просто не успевает среагировать.

Сейчас мотоциклисты массово оформляют страховки и проходят техосмотр. У некоторых нет сил побороть желание прокатиться после зимы, и они выезжают на дороги, не успев привести документы в порядок. Следующий остановленный нами водитель оказался как раз из их числа. Отвечая на вопрос инспектора, почему нет техосмотра, мотоциклист немногословен: «Не успел».

Непройденный техосмотр — одно из самых распространенных нарушений. Мотоциклисты ездят не круглый год. Видимо, надеются, что за сезон не попадутся. За непройденный техосмотр нарушителю грозит предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин. При повторном нарушении в течение года штраф увеличивается — от 2 до 5 базовых. Некоторые мотоциклисты часто меняют технику. Говорят, нет смысла на два года проходить техосмотр, если зимой собираешься продать мотоцикл.

Замечаю, что почти все остановленные нами мотоциклисты затянуты в кожу.

— Кожаная одежда от переломов, конечно, не спасет, зато при падении защитит от ссадин, — следующий остановленный нами мотоциклист, перекрикивая мощный рев своего мотоцикла, объясняет особенности экипировки. — Есть еще специальный защитный костюм с усиливающими элементами в области колен, локтей и голеней. При падении он тоже минимизирует травмы. Ну и, конечно, шлем.

Громко огрызаются

Стемнело. Автомобилей на дорогах стало значительно меньше. Но к мотоциклам это не относится. В такое время многие любят прокатиться по пустому городу, погода ведь позволяет. В ожидании нарушителей коротаем время за разговорами о шумных мотоциклистах. Жалобы на рев моторов с наступлением сумерек от жителей улиц Кальварийская и Романовская Слобода на инспекторов сыплются как из рога изобилия. 150 км/ч на заднем колесе — картина здесь привычная. Скоростные заезды для некоторых ребят заканчиваются больницей.

Непройденный техосмотр — одно из самых распространенных нарушений.

— Мотоциклы переделывают в гараже. Вставляют резонаторы, модернизируют выпускную систему, чтобы рев мотоцикла стал еще громче, — объясняет Эдуард Русинович.

По правилам мотоцикл может шуметь не громче 96 дБ. Это примерно равно шуму в вагоне метро во время его движения. Техосмотр на шумном мотоцикле, понятное дело, не пройдешь. Поэтому нарушители спокойствия сперва проходят техосмотр, а затем приступают к переделкам своих байков в так называемые «прямотоки». В любом случае переоборудование приравнивается к неисправности и на первый раз грозит штрафом до 1 базовой. Кстати, сами мотоциклисты, которых мы опросили в ходе рейда, объясняли громкий звук попыткой предупредить автомобилистов о своем приближении.

— В каждом случае владельцу дается строго обозначенное время, за которое необходимо привести транспортное средство в порядок. До тех пор его эксплуатация на дорогах общего пользования запрещена, — добавил инспектор.

Переделки не ограничиваются модернизацией выпускной системы. Некоторые умудряются сварганить себе новый байк из нескольких битых. Если инспектор заметит, что номер рамы не соответствует указанному в документах или отсутствует вовсе, отправит байк на экспертизу.

Пьяные мотоциклисты нам сегодня не попадались. Наверное, потому, что это нарушение им не характерно. Ведь для управления байком нужны сноровка и отменная координация. Даже в трезвом состоянии с вождением мотоцикла не всякий справится.

Эдуард Русинович уверен, что профилактика не менее важна, чем выявление нарушителей: «Такие акции дисциплинируют водителей, напоминают о неотвратимости наказания за нарушение ПДД». К сожалению, профилактические беседы работают не всегда. Это подтвердили итоги четырехчасового дежурства на Долгиновском тракте: установлено 33 нарушения ПДД, из них 4 — мотоциклистами. Один мотоцикл доставлен на штрафстоянку. У одного мотоциклиста отсутствовали водительские права, у трех транспорт либо не прошел техосмотр, либо не был зарегистрирован вовсе.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter