Народный Кобзон Советского Союза

На заре карьеры, вопреки советам многоопытных товарищей, свою неблагозвучную, с точки зрения некоторых...

На заре карьеры, вопреки советам многоопытных товарищей, свою неблагозвучную, с точки зрения некоторых партначальников, фамилию начинающий певец Кобзон менять наотрез отказался. Напротив — прославил ее. И пусть сам Иосиф Давыдович сегодня говорит, что никогда не был «первым вокалистом страны», для многих поколений именно он стал голосом того времени.


Иногда его называют «Кремлевским соловьем» — за то, что пел перед многими руководителями СССР и Российской Федерации. В свои семьдесят пять Кобзон до сих пор умудряется поспевать везде и всюду, а поет по–прежнему хорошо и всласть. Слова «Люблю тебя, жизнь!» стали не только лейтмотивом, но и дали название новой концертной программе, с которой г-н Кобзон приехал в Минск. Накануне вечернего шоу нам удалось пообщаться с артистом. Говорит Иосиф Давыдович так же, как и поет: много, веско и от всей души. Слушать великого Кобзона можно часами. «СБ» записала самое интересное, о чем прима пожелал в тот день говорить.


В Минск с любовью


Обожаю бывать в Минске. Это город, который всегда восхищал меня своей ухоженностью и организованностью. В Москве же я вижу только грязь и раздраженность на лицах людей. Еще одна национальная российская беда — дороги — Беларуси, к счастью, не коснулась. Бесконечные пятичасовые московские пробки не столько уже раздражают, сколько утомляют. Кроме того, высокий уровень дисциплины водителей и пешеходов есть только у белорусов.


Но, конечно, не это главное — в мире много аккуратных городов. Минск — город интеллигентный, так скажу. Перед концертом в Минске всегда бываю на Восточном кладбище. Хожу туда поклониться светлой памяти Петра Мироновича Машерова, Володи Мулявина, отца и сына Еременко...


Сплошное баловство


Своих детей я никогда не баловал, потому что мне всегда было некогда — гастроли, съемки... Зато сейчас «отыгрываюсь» на внуках, балую их безмерно. У меня пять внучек и два внука, так что я уже дедушка со стажем. Дочка иногда злится: «Папа, перестань, детям нельзя сладкого!» Что ж это за ребенок, спрашиваю, которому нельзя сладкое? Поэтому мои карманы всегда наполнены конфетами: как только родители отворачиваются, внуки мигом бегут ко мне за сладким угощением.


Часть моей семьи живет в Англии, но я всегда требую, чтобы дома они говорили исключительно на русском. Объясняю внукам, что для практики английского у них есть школа и друзья. Дома — только родной язык. Пригрозил даже как–то, что если услышу в речи акцент, то больше никогда не приеду в гости. Они меня боятся, хотя я совсем не страшный.


Семейные ценности


У меня есть традиция: при рождении каждого внука или внучки я заказываю новую песню и посвящаю ее новорожденному. Поэтому у всех семерых сегодня есть по собственной, специально для них записанной, композиции. На Новый год, когда собираемся все вместе, обязательно поем эти песни.


Внучки идут по моим стопам: Полина занимается классическим вокалом и играет на арфе, Анита выбрала фортепиано, Идель предпочла флейту. Но я всегда отстаиваю право ребенка на выбор любимого дела. Не верю в то, что есть бесталанные дети. Определенные способности есть у каждого, родители же должны помочь их развить, а грамотные педагоги в дальнейшем смогут поддержать и сформировать талант.


Хорошо забытое старое


Вдова композитора Микаэла Таривердиева как–то обиделась на меня за то, что я записал диск ремиксов. «Как вы позволили себе извратить музыку Микаэла?» — возмущалась она. Я же ей объяснил, что музыка сегодня другая, и форма ее подачи тоже должна быть другой. Но это не значит, что я должен менять весь свой творческий репертуар на потребу зрителям. Говорят, что, мол, Кобзон — статичный певец. Да, я не бегаю и не прыгаю по сцене. Но это потому, что я всегда пел и пою поэтические песни, где главное — слова. Поэтому считаю, что зритель не должен отвлекаться на лишние движения и мои танцы.


Идеальный партнер


На своем юбилейном концерте в Кремле я спел дуэтом с Филиппом Киркоровым, Колей Басковым, Таисией Повалий, Тамарой Гвердцители, Гришей Лепсом, Володей Винокуром, Львом Лещенко... Но это было исключением из правил. Не люблю дуэты, мне тесно вместе с партнером. Да, пели мы и с Пугачевой, и с Ваенгой — но это была всего лишь дань публике. Партнеры должны идеально подходить друг другу, не мешать и не перетягивать одеяло на себя. У Лепса и Розенбаума, например, был совместный творческий вечер, где они дуэтом исполняли все песни. И это был первый концерт, с которого я ушел. Когда они, обиженные, спросили, в чем дело, я ответил: «Никогда больше не выходите петь вместе». Лепс и Розенбаум — они слишком разные: Гриша со своим высоким диапазоном и Саша со своим бардовским пением. В итоге у них получился такой не самый аппетитный винегрет. А мой давнишний дуэт с Децлом, который почему–то до сих пор все вспоминают, — просто баловство тех лет.


Не сотвори себе кумира


Часто спрашивают, кому передам эстафету. Отвечаю: «Никому». Зачем публике второй Кобзон? Считаю, что у каждого времени должен быть свой кумир. Не нужно никому подражать, необходимо петь то, что у тебя получается, что тебе подходит.


В моем репертуаре около трех тысяч песен. Сейчас молодым исполнителям это кажется фантастикой. Но ничего фантастического тут нет, а есть просто уважение к жанру и любовь к песне.


Трудный возраст


Никогда не задавал себе вопрос по поводу возраста. Когда мне было 60 лет, я попытался уйти с эстрады. Не получилось. Прощальный концерт тогда длился десять часов и даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Я вернулся на эстраду, потому что понял, что без сцены не смогу.


Возраста не ощущаю. Конечно, физически стал уставать больше, делать какие–то вещи стало труднее. Но мне по–прежнему композиторы предлагают новые песни, у меня растут внуки, которые создают мне жизненную ауру, потому что, дурачась с ними, я забываю о своем возрасте. У меня есть любимая жена, которая два раза спасала меня от смерти и до сих пор помогает мне оставаться в строю. В прошлом году мы с Нелей отпраздновали рубиновую свадьбу (40 лет совместной жизни).


Я не согласен, когда говорят, что каждый возраст приносит свои прелести и радости. Неправда, старость еще никого и никогда не украшала. И знаете, что самое страшное? «Постельное» привыкание. Это когда с утра не хочется вставать и начинать работать. Но нужно обязательно заставлять себя двигаться. Я никогда даже не мыслил категориями «буду — не буду жить», всегда думал «выйду на сцену — не выйду». Выходил — и у меня слезы на глаза наворачивались. Любовь к жизни, любовь к профессии, любовь к женщине — великое счастье.


Хочу обратиться ко всем читателям: живите активно, помогайте обществу и любите свою страну. Ведь именно вам жить в этом обществе. Мы свое уже прожили.


Справка «СБ»


Иосиф Давыдович Кобзон — советский и российский эстрадный певец (баритон). Первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Народный артист СССР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1984). Член правления Федерации еврейских общин России, член президиума общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации». В 2003 году в Донецке установили скульптуру Иосифа Кобзона работы Александра Рукавишникова. Почетный гражданин 28 городов. В 2012 году выпустил книгу «Кобзон Советского Союза».


Женат. От брака с третьей женой Нинель Кобзон имеет двоих детей — сына Андрея и дочь Наталью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter