Украинский депутат: Белорусы - настоящие люди!

Народный депутат Украины Евгений Шевченко: Мы просто должны общаться. Глаза в глаза

Его внесли в черные списки и украинские радикалы, и российские власти. Однако он убежден: альтернативы добрососедству, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и политическому взаимодействию просто не существует. Гость сегодняшнего номера — побывавший на этой неделе в Беларуси с дружеским визитом народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам промышленной политики комитета Верховной рады по вопросам экономического развития Евгений Шевченко.


— Евгений Владимирович, спасибо за возможность встречи и интервью. С чем приехали в Минск?

— Это своего рода ознакомительный дружеский визит, меня пригласили белорусские посольство и Министерство иностранных дел. Прошли встречи в Палате представителей Национального собрания, Министерстве промышленности, Белорусской торгово-промышленной палате, в «Белэнерго» и «Белнефтехиме». В Верховной раде я занимаюсь проблемами экономики. Цель, которую преследую в Беларуси, совершенно прозрачна — не позволить разрушить наши взаимоотношения в экономической и гуманитарной сферах, дружественные связи между нашими народами, невзирая на то недопонимание, которое происходит «на самом верху». Я считаю, такое недопонимание — временное явление, и выступаю за укрепление межпарламентских связей между нашими государствами, в этом у нас есть большой пробел. И связей в целом.

— То есть отмену белорусско-украинского Форума регионов (планировался в 2020 году в Гродно, но украинская сторона инициировала перенос форума на 2021 год. — Прим. ред.) вы, надо полагать, не одобряете?

— Все, что касается ухудшения отношений с соседними странами, и прежде всего с братским народом Беларуси, недопустимо. Любое негативное явление, ведущее к усугублению отношений или к их разрыву, я не приветствую и выступаю за интеграцию в гуманитарной сфере, экономической, политической. Как парламентарий могу говорить о том, что наши страны в последние годы не работали над созданием политического взаимодействия. Экономика экономикой, но опыт показывает: если мы не будем заниматься проблемами экономической плоскости, вместо нас это начнут делать игроки из третьих стран.

— Но чуть более года назад, в октябре 2019-го, белорусский Президент совершил рабочий визит в Житомир, где состоялась встреча с президентом Украины Владимиром Зеленским и прошел II Форум регионов Беларуси и Украины…

— Это был позитивный сигнал для обоих народов, но, к сожалению, дальше дело не продвинулось, о чем я очень сожалею. Поэтому сейчас мы пытаемся наладить межпарламентские связи, добиться взаимодействия и взаимопонимания. И самое главное — мы просто должны общаться! Не только по телефону или посредством СМИ, но и глаза в глаза. Тогда совершенно иное восприятие, а доверие только растет. Когда проходила житомирская встреча, никто в Украине не давал ей каких-либо политических оценок, все воспринималось как естественный процесс сближения и взаимодействия. Мне и в голову не могло прийти, что через короткое время произойдет охлаждение отношений, это было полной неожиданностью.

— Хотелось бы узнать ваше отношение к белорусским внутриполитическим событиям. Для нас многое происходящее после президентских выборов также стало полной неожиданностью — от столь беспардонного внешнего вмешательства во внутренние дела Беларуси до количества граждан страны, избравших для себя роль бездумных марионеток…

— Скажу, может, не совсем понятно поначалу, но после поясню. Мое мнение: власть в Беларуси все последние годы много занималась народным хозяйством — и забыла про развитие политических, демократических процессов. И процессами этими занялись люди извне, которые, как и у нас, начали воспитывать новое поколение, принявшее чужие, фальшивые ценности. Это влияние, взращенное на грантах. Не знаю, как в Беларуси, но в Украине размер этих грантов доходил до 1 миллиона долларов. И так называемые соросята — следствие этого. Думаю, если бы в Беларуси сейчас начались процессы партийного строительства, в первую очередь — сильной пропрезидентской партии, у которой несомненно было бы большое политическое будущее, это придало бы власти легитимизации в глазах международной общественности. Да и людям не так было бы скучно.

Но вот когда некоторые белорусы, так называемые змагары, выходят на улицы и хотят каких-то изменений и свободы, я им рекомендую приехать в Украину и месяц у нас пожить. Пару раз они получат «пенделя» от наших нациков, всяких лжепатриотов, являющихся, по сути, чистым криминалитетом, увидят реалии и то, как тяжело зарабатывать деньги в Украине бизнесу, увидят все проблемы с коррупцией и криминалом — и быстро поймут, в каком хорошем месте они жили прежде.

— Для развития партийной системы в Беларуси нужна как минимум конституционная реформа и переход к иной избирательной системе, эти вопросы в нашем обществе как раз в настоящее время обсуждаются. Но как, по-вашему, соблюсти баланс, чтобы оживление общественной жизни не стало чрезмерным? А парламент не превратился в место для потасовок и кулачных боев?

— Драки в парламенте, противоборства свойственны парламенту любого государства. И в Штатах дрались, и в Германии, и неоднократно в России. Не забывайте, что парламент — место экстраполяции и отражения среза общества. Поэтому парламент зачастую более «развязанный», более хулиганского направления — и в этом есть как плюсы, так и минусы. А чтобы не допустить перегибов, откровенного произвола или вседозволенности, есть два способа, которые в Украине в 2004 году были, кстати, потеряны. Это верховенство права и соблюдение процедур. Тогда будет не важно, что депутаты друг друга обливают водой или тягают за галстуки, это дело второе. Главное — чтобы процедуры принятия решений были соблюдены, соответствовали букве закона и волеизъявлению народа.

— Давайте поговорим о еще одном явлении, мало соответствующем букве закона и волеизъявлению народа, — санкциях. Украина напрямую с таким явлением не сталкивалась, если не считать таковым недавний отказ МВФ в экстренной финансовой помощи. Как относитесь к ним?

— Вопрос в точку: с санкциями я столкнулся лично сам. Меня внесли в санкционный список Российской Федерации, что для меня совершенно непонятно — с учетом моей конструктивной политической позиции. Но въезд мне в Россию запрещен, перевод денег запрещен. У меня там ничего нет, поэтому экономически я не пострадал, с моральной же точки зрения… Знаете, я всегда доказывал соросятам, националистам и радикально настроенным в отношении России коллегам-депутатам, что у нас нет другого выхода, кроме как договариваться и искать компромисс. Нас таковых было человек шесть парламентариев, мы получали от общества ярлыки «ватников» и «здрадников». Политики с центристской позицией в Украине очень непопулярны. А взамен ты от тех, за стол переговоров с которыми тянул страну, получаешь санкции! По совершенно формальному признаку: я голосовал за принятие резолюции, осуждающей аннексию Крыма. Но назовите мне хоть одного народного депутата Украины, который сказал бы, что аннексия Крыма — это хорошо. Кстати, одновременно я числюсь и в списке сайта «Миротворец». Ну вот как это назвать? Свой среди чужих, чужой среди своих… (Смеется. — Прим. авт.) Парадокс, но это так. Это говорит о том, что кто-то где-то просто не думает. Здесь считают «ватником», там — «бандеровцем».

Я считаю, что любые санкции — это глупость. Ни к чему хорошему они не приводят, лишь разъединяют. Любое ограничение свободы — плохо, так как оно ограничивает и возможности для развития. У Украины прямых санкций в отношении Беларуси нет, есть лишь малопонятное решение в связи с тем, что мы присоединились к европейским санкциям в отношении вашей страны. Которые нам, мягко говоря, навязали. Но я знаю мнения многих политиков на сей счет, депутатов, простых людей — они против любых обострений в отношениях между Украиной и Беларусью. Уверяю, большинство людей в Украине выступают против этого.

— Между тем базы, аналогичные «Миротворцу», периодически создаются деструктивными силами и в Беларуси — в соцсетях, телеграм-каналах. В них — адреса, телефоны, номера авто. Это нормально?

— Это нарушение прав человека, права на конфиденциальность личной информации. И просто дискриминация. Всеобщая декларация прав человека подобного не допускает. Бороться с подобным должны спецслужбы любой страны.

— Евгений Владимирович, большое спасибо за столь развернутое интервью. Последний вопрос: с какими впечатлениями вернетесь на родину?

— Впечатления только положительные. Удивило отношение ко мне со стороны белорусов — начиная от таможни в аэропорту и представителей власти до простых людей в кафе и на улицах. Открытость, теплота и простой человеческий взгляд. В Беларуси я последний раз был в конце 90-х, ныне понравилось сохранение архитектурного облика Минска, историческая преемственность. А также чистота, вечерняя подсветка и грамотно выстроенная логистика. Видно, что город ухоженный, что здесь есть хозяин. Ну и главное, что я увидел в ходе проведенных встреч, — желание белорусов идти украинцам навстречу, отсутствие предубежденности или настороженности. И то, что есть перспектива налаживания, укрепления и продолжения наших двусторонних отношений. Белорусы — настоящие люди.

О МИНСКОМ ПРОЦЕССЕ:

— Продолжать его не просто стоит — другого выхода нет. Украина не может отказаться от минских соглашений, это грозило бы негативными последствиями — как политическими, так и на международной арене. Отходить от платформы минского процесса я категорически не хочу и никому не советую.

СПРАВКА «СБ»

Евгений ШЕВЧЕНКО родился 4 мая 1972 года в городе Мелитополь Запорожской области. Окончил Институт права им. В. Сташиса, имеет диплом юриста-правоведа. Предприниматель, создатель предприятия, занимающегося выращиванием сельхозкультур, обработкой полей, ремонтом техники. 21 июля 2019 года избран в Верховную раду Украины 9-го созыва по мажоритарному округу. Выдвиженец от политической партии «Слуга народа». 10 августа 2020 года в своем аккаунте в соцсети инициативно поздравил Александра Лукашенко с переизбранием на должность Президента, что вызвало резонанс в украинских СМИ и стало поводом для критики со стороны отдельных народных депутатов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter