Народный автомобиль

Опять она пронзительно вопит в ночи за окном! Мертвого, право, поднимет, а не то что спящего.
Опять она пронзительно вопит в ночи за окном! Мертвого, право, поднимет, а не то что спящего. Сколько раз она и вас донимала - эта противоугонная сирена?

Раз уж напрочь нарушен предутренний сон, лучше не злиться понапрасну, а поразмышлять о природе явления.

У нас весь двор забит машинами. А у вас? Правильно, за последние лет пять или семь в столице дворовые проезды, дорожки и тротуары превратились в автостоянки. Машины, конечно, наши, и мы сами знаем, как умудряемся, изо дня в день жалуясь на все более низкие доходы, все же покупать "колеса".

Мы создали народный автомобиль! Не произвели, конечно, но создали - как явление экономическое, социальное и криминальное. Российский "жигуль" и подержанная иномарка - вот его модель. Цены на средство передвижения колеблются в пределах от 500 у.е. до 2 - 3 тысяч, а где кто такие деньги берет - коммерческая тайна индивидуума или семьи. Машин много, а гаражей мало. Паркуемся у подъезда и так живем - открытые для риска угона, разукомплектования и мелкого грабежа имущества.

Вообще с непрезентабельными машинами-трудягами устроились по-народному, применив известное "голь на выдумки хитра". Какие ж хитрости?

В свежей информации Комитета госконтроля, проверившего стоянки, предприятия техобслуживания и ремонта "стальных коней" в Гродно, Слониме, Новогрудке, Ошмянах, содержится любопытное обобщение: "Несмотря на ежегодное увеличение у населения легковых автомобилей и, соответственно, спроса на услуги по техобслуживанию и ремонту, объем их, по статистике, наоборот, уменьшается". Парадокс?

Контролеры, они ведь ходят по "субъектам хозяйствования". И у тех, кто оформлен, учтен, лицензирован - бардачок в делах изрядный: из 28 "организаций и индивидуальных предпринимателей" в 27, по сообщению пресс-центра КГК, установлены нарушения. У гродненского "Синтеза" с сертификатами соответствия непорядок. У "Автошанса" иностранное моторное масло по завышенной цене. В магазине "Авторай" аккумуляторы без документов.

Автовладельцы не дадут соврать: вышеперечисленное - цветочки. Автомастера дядю Васю знаете? Ну, который рихтует и красит в гаражах "возле ТЭЦ"? Вот это "возле ТЭЦ" - не географическое понятие и не точка на карте столицы. Это символ, имя которому - подпольный и полуподпольный автосервис. Конечно, дядя Вася может запить (что и делает регулярно), но он починит дешево, в ГАИ о вмятине на крыле от ДТП не сообщит, и никаких налогов и удержаний ни с народного умельца, ни с клиента.

Где умельцы берут запчасти? А вы слышали неофициальное утверждение, что в Минске и Малиновский, и Ждановичский авторынки торгуют сплошь ворованными деталями, узлами и агрегатами? Таково общественное мнение, регулярно подкрепляемое достоверными данными милицейских и иных проверок нравов этих больших рынков (систематические рейды завершаются возбуждением уголовных дел).

Нравы вообще многое определяют в бытии народного автомобиля и его владельца. Легковушки попроще, изъезженные, неухоженные (лишь бы везла, родимая), "противоугонками" не оборудуются. По ночам мирно ходят по дворам лихие ребята и "раздевают" автомобили. Если магнитолу выдрали их же подельники еще вчера, то эти, которые вышли на смену, не побрезгают слить бензин из бака. Если тебя нагло грабят (заслон мелкому криминалу не в силах соорудить все вместе взятое правоохранение), то и ты не устыдишься прикупить с рук у мальцов очевидно ворованную деталь.

Опять же насчет бензина. Тому уже с год назад по материалам госконтроля "СБ" опубликовала "детектив" о том, как на Минщине выделенные государством селу ГСМ (в кредит, по льготным ценам) естественным образом (то есть даром) перетекали к владельцам частного автотранспорта. Статья называлась "Национальная забава", и вряд ли положение кардинально изменилось. Оно и понятно: на "корч" или машину поприличнее можно, извернувшись, скопить или где "скосить", но постоянно платить за недешевый бензин из не весьма толстого кошелька кому же в радость? Вот и устраиваемся - не без успеха вписывая народный автомобиль без гаражной крыши над капотом во все, какие ни есть, реалии нашей жизни.

ГАИ и автолюбитель - тема тоже очень увлекательная для исследования. И автомобиль как бизнес (купи-продай) заслуживает отдельного описания, начиная с первых опытов пригона немецкого, к примеру, импортного почти металлолома на родину. А перелесочки за кольцевой дорогой столицы, где наравне с упавшими деревьями догнивают десятки и сотни выброшенных остовов наших бывших машин? Экология!

...Заткнулась, наконец, сирена.

Вывод, по-моему, простой: какой мы народ - такой у нас и автомобиль. Или это мысль спросонок, и есть принципиальные возражения?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter