Народные ремесла вчера и сегодня

Насколько востребованы изделия народных мастеров? Есть ли к ним интерес у покупателей и туристов?

Насколько востребованы изделия народных мастеров? Есть ли к ним интерес у покупателей и туристов? Издревле различные ремесла (а они, прежде всего, представляли народное искусство) выполняли три функции - утилитарные, декоративную и декоративно-утилитарную. Когда-то по деревне на подводе ехал гончар и предлагал женщинам горшки, крынки, лоханки ... Вещи в хозяйстве нужны, и при выборе их обращали внимание, прежде всего, на практическую сторону. Это сегодня мы в тех глиняных горшках ищем искусства: пластику, цвет, красоту ... И находим!

В наше время, когда на селе мало кто держит корову, горшки заменили на банки, гончара уже не в каждом районе найдешь. Гончар сам становится экспонатом. То же самое и с расшитыми рубашками, которые должны были быть красивыми. Но кто сегодня ходит в вышитой рубашке? Жизнь стала стремительной - она вносит свои коррективы и в народные ремесла. Декоративность выступает на первый план, а функциональности вещи не уделяется бывшего значения.

Сохранить в таких условиях старинное народное искусство довольно сложно, так как у покупателя свой вкус и свои требования, да и во многих мастеров "прицел сбился", хотя они и называются народными. Мы видим, что стало с белорусским народным костюмом! Только дилетант может создать народный строй для певцов и танцоров в зеленой гамме. На Брестчине при клубах и Домах культуры занимается 8 тысяч мастеров, действует 46 школ народного творчества, в которых занимаются 1400 детей. Факт не оспариваю, но иногда за цифрами теряется суть - а это самое важное.

Особой популярностью среди женщин-мастеров пользуется бижутерия. Часто приходится видеть вышитые крестиком или бисером иконы, которые позиционируются как произведения народного искусства. Большая работа, наверное, приносит удовольствие автором. Но образы унаследованы с другой иконы, да и белорусские женщины вышивали полотенца, рубашки, фартуки - даже на сумочку можно увидеть орнамент. А неизменный образ - это, считаю, дань моде.

Пишу это для того, чтобы подчеркнуть, что сохранить народный промысел в своем первоначальном состоянии чрезвычайно трудно. Настоящее вносить корректировку, влияет на нашу жизнь. В результате этого влияния создаются эклектичные произведения, в которых все перемешалось. Вот почему при развитии народных промыслов и ремесел необходимо бороться за их чистоту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter