Как происходит торговля наркотиками через интернет

Наркобизнес: прямая дорога на огромный срок в Волчьи Норы

Тело молодого парня, лежавшее прямо у крыльца одной из школ Первомайского района Минска, было обнаружено ранним сентябрьским утром. Нашел его, к счастью, сторож, а не дети. Даже не эксперт догадался бы, что причиной смерти стали жестокие побои. Вскоре парня опознали. Выяснилось, что при жизни он активно употреблял наркотики. В обиходе оперативников замелькали в непонятном контексте слова «минеры», «чайки», и стало ясно, что рядом с нами по своим правилам и законам существует некая криминальная субкультура — закрытая, опасная и оттого еще более притягательная для журналиста.


В поисках «закладки».

Так кто же такие «чайки» и почему их готовы убить какие-то «минеры»?

— Что тут непонятного?! — удивляется человек по имени Слава, который знает о наркотиках не понаслышке. — «Чайки» — это те, кто ворует чужие «закладки», или «мины». Тот, кто закладывает, — соответственно, «минер». Изредка их еще называют «кладмен», «кладчик».

Продолжаю выяснять подробности и узнаю следующее.

На сегодняшний день наркоторговля практически полностью ушла в интернет. Для того чтобы получить вожделенную дозу, покупателю вовсе не обязательно и даже нежелательно встречаться с продавцом. Достаточно стать «своим» на специализированном сайте или в VIPole — приложении для обмена сообщениями. Этот мессенджер задумывался для «крутого» бизнеса и позиционируется как использующий стойкие технологии шифрования для надежной защиты конфиденциальности, коммуникаций и файлов от несанкционированного доступа или попытки перехвата данных. Словом, именно то, что нужно наркоторговцам и их клиентам, дабы спрятаться от зорких глаз и длинных рук наркоборцов. Случайный человек туда не забредет — VIPole нужно скачивать и устанавливать, причем за деньги, а в сообщества допускают лишь по рекомендации.

Схему распространения наркотиков рисует Дмитрий Белоушко, начальник отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Минского РУВД:

— Первым делом создается сайт, который будет выступать в роли интернет-магазина. Да, подобные порталы отслеживаются и блокируются, но они постоянно меняют названия, так что перекрыть кислород им всем нереально. Кроме того, существуют программы, которые обходят блокировку.

На сайте все «по-взрослому»: прайс-лист с ценами на «зелье»; форум, на котором потребители могут обменяться впечатлениями; объявления о вакансиях, а также информация об акциях и бонусах. Да-да, рекламные акции — обычное дело. Например, среди сотни зарегистрированных форумчан оператор путем случайного выбора чисел находит счастливчика, который получит порцию наркотика бесплатно. Но есть одно условие: он должен будет потом в подробностях описать свой «трип», или «путешествие», — так называют состояние наркотического опьянения.

Как же избранный получит свою дозу? Очень просто: «минер» спрячет ее в укромном месте, а потом перешлет призеру сообщение с ее координатами. Тот сбегает и заберет маленький «клад». Точно так же наркотик продают. Покупатель переводит деньги на электронный кошелек продавца и сообщает ему об этом. Получив подтверждение из банка, продавец сообщает покупателю, где спрятана доза для него.

В простой на первый взгляд процедуре есть свои нюансы. Например, платежи через почту обе стороны не уважают: деньги долго идут. Рассчитываясь через банк или терминал, следует помнить о комиссии. Так, если доза стоит 50 рублей, следует перечислять сразу 53 рубля. Иначе, недополучив нужную сумму, продавец может и не открыть заветные координаты.

Как правило, первое время создатель интернет-магазина сам делает «закладки» для покупателей, то есть работает по совместительству «минером». Но если «бизнес» пошел, ему нужны работники. Обычно стать «минерами» предлагают проверенным клиентам. Они могут получать расчет деньгами или наркотиками — по желанию. За партию товара следует внести залог — от 50 до 100 долларов. Иногда оптовой партией является даже грамм вещества: например, в одном грамме так называемой «скорости», синтетического наркотика из амфетаминов, содержится примерно 10 разовых доз.


— В «минерах» ценятся в первую очередь креативность и богатая фантазия, — продолжает Дмитрий Белоушко. — Ведь место, которое они выбирают для «закладки», должно быть одновременно и легкодоступным — таким, чтобы человек, который ее ищет, не привлекал внимания, — и укромным. Герметично упакованную дозу прячут под определенный камень клумбы, за батарею или почтовые ящики в подъезде, в трубу перил… Видели когда-нибудь в подъездах сорванные со стен почтовые ящики, перевернутые цветочные горшки? Это не обязательно орудовали вандалы, возможно, покупатель искал свой «клад», заложенный неопытным «минером». Или же «чайки» прошлись…

— В «закладку» иногда прячут магнит, который позволяет прикрепить ее к водосточной трубе или электрощитку. Если без магнита — суют в щель стен, под настилы подоконников и так далее, — дополняет Слава. — Ты в девятиэтажке живешь? Вот пройдись по дому, загляни во всякие щели между тамбурными дверями и стеной, под ящики с картошкой — может, и найдешь «кладку». И на людей обращай внимание. Хотя… Опытных ты даже не заметишь! Например, будет в подъезде человек стоять, по телефону разговаривать и пальчиком, типа машинально, по батарее водить…

Места «закладок» обязательно фиксируются. «Минеры» наговаривают информацию о важнейших ориентирах на диктофон, или записывают в виде SMS-сообщений, или даже помечают координаты с помощью GPS-навигатора.

«Чайки», о которых зашел разговор, не имеют никакого отношения к морским пернатым. Так называют либо безденежных, либо очень экономных наркоманов. Они находят чужие «закладки», следя за «минерами» или просто-напросто обыскивая места, где могут спрятать наркотик, и беспардонно их опустошают. «Чаек» люто ненавидят и «минеры», и покупатели. Ведь они бросают тень на репутацию интернет-магазина, лишают «минера» заработка, а покупателя — и денег, и удовольствия. Не найдя оплаченный товар, наркопотребитель предъявляет претензии и оставляет плохие отзывы, что не лучшим образом сказывается на бизнесе. Перезакладку без денег для него могут сделать только при наличии хорошей «кредитной истории» и лишь в исключительных случаях — поди проверь, на самом ли деле дозу украли! Так что нет сомнений: если зазевавшаяся «чайка» попадется на глаза «минеру» или покупателю, мало ей не покажется!

— Вообще, если из десяти «закладок» до клиента доходит восемь — это отличный «минер», — утверждает Слава. — А если все? Ну, это уже фантастика…

С каждой дозы, дошедшей до потребителя, «кладчик» имеет 5—6 долларов. Его «гонорар» раз в две недели перечисляется на карточку — как правило, международную, открытую на территории России. Кредитку он тоже получает через «закладку».

— Банки могут блокировать счета по запросу сотрудников милиции, но, как правило, не успевают, — говорит Дмитрий Белоушко. — Наркоторговцы очень часто переводят деньги со счета на счет в одном банке или в разных, сами часто переезжают. Значительные суммы они тратят на безопасность. Например, покупают «левый» IP-адрес — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети. Получается, что драгдилер орудует у нас, а компьютер его будто бы находится на Мальдивских островах…

Несмотря на все меры конспирации, наркоторговцы постоянно попадают в поле зрения сотрудников милиции. Буквально на днях в Центральном районе Минска был задержан 22-летний парень, у которого обнаружено и изъято 4 пакетика с особо опасным психотропным веществом, а также банковские карточки, на которые покупатели переводили деньги. Мой вывод: как бы ни хитрили торговцы опасным «зельем», но на каждого обязательно найдется кто-то похитрее…

И практически всегда они встречаются за забором тюрьмы в поселке Волчьи Норы под Ивацевичами:

— Сколько тебе дали?

— Восемь лет. А тебе?

— Двенадцать...

Жизнь сломана.

nevmer@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter