Напряжение есть ток будет!

Там, где стихию встретили хладнокровно и организованно, урожай будет спасен
Там, где стихию встретили хладнокровно и организованно, урожай будет спасен

Росла в нашем дворе рябина. Сегодня ее нет... Только это обстоятельство и напоминает о прошедшемся по Минску урагане. Исчезла она совершенно без следа, и если бы случайный прохожий заглянул в наш двор, то даже не догадался бы о том, что здесь когда–то стояло на радость снегирям дерево. Все убрано — ни сучка, ни листочка... Но если в городах к сегодняшнему дню следы стихии уже затерялись, то на селе, а именно в поле, ее последствия будут еще долго ощущаться. Хлеб прижало к земле — это серьезно, но небезнадежно. Вчера Президент ознакомился с ходом уборочной в нынешних сложных условиях, побывав в Слуцком районе. Это первая из рабочих поездок, о которых заявил Александр Лукашенко на состоявшемся в среду оперативном селекторном совещании по вопросам устранения последствий стихийного бедствия.

Нынешний погодный катаклизм всерьез поставил вопрос, будет ли страна со своим зерном. Казалось бы, так ли важно, едим ли мы именно свой хлеб, в век IT–технологий? Оказывается, очень даже важно. И потому, что свое зерно — это свое мясо, молоко. Это наше все... А тут зерно кое–где пропадает из–за непогоды. «Больно смотреть», — поделился ощущениями председатель Слуцкого райисполкома Александр Драко, с которым мы встретились вчера на самом проблемном поле, где созрел овес. Нежная культура, чуть перестоит — осыпается. До дождей собирали здесь 50 центнеров с гектара, сейчас — 44 — 45.

Это как раз тот случай, о котором накануне говорил Президент: каждое поле должно быть под контролем. Надо полностью мобилизовать все усилия и ресурсы, чтобы противостоять стихии, собрать не менее 6 миллионов тонн хлеба. О том, что это реально, говорит опыт того же Слуцкого района, крестьяне которого, несмотря на удар стихии, намерены превзойти высокий прошлогодний результат по общему намолоту. Да и ученые подтверждают — названная цифра, несмотря ни на что, вполне реальна.

Президент прилетел вчера на Слутчину, на то самое проблемное поле СПК «Агрофирма Лучники», где и состоялся без какой–либо чрезвычайщины разговор с земледельцами. «Я исхожу из того, что можно сделать, — обозначил свою позицию Александр Лукашенко. — Надо выхватить то, что ценнее. А в принципе, разные по созреваемости должны быть сорта, чтобы разрыв между ними во времени при уборке был. Я уже не говорю о качестве, технологии, своевременности вспашки». Вот они, компоненты, позволяющие достаточно успешно противостоять нашему неустойчивому климату. И закладываются они задолго до жатвы.

Как все это отличается от картины, свидетелями которой довелось быть в 1995 — 1997 годах! Вроде и тогда на полях урожай стоял неплохой. Но непогода вынесла приговор. Прежним руководством до ручки была доведена техника, не хватало запасных частей, горючего, кадров. Многие крестьяне потеряли веру в себя, в то, что их труд нужен стране. Сейчас ситуация в корне иная. Хотя ветер и дождь оказались сильнейшими за последние 50 лет, катастрофы не произошло. Есть и техника, и подготовленные механизаторы, и горючее. Есть и спрос на продукцию сельского хозяйства, а значит — средства на зарплату, развитие сельхозпредприятий. «Только бы во второй раз погода не подвела», — пожалуй, это единственное пожелание, которое довелось услышать от земледельцев. И за этим — огромные качественные преобразования, произошедшие не только в отрасли, но и в стране в целом.

Тем не менее в нынешней ситуации каждый килограмм зерна особенно ценен. Труднее он дается, с большими затратами. А потому все, что крестьянин может продать, должно быть закуплено перерабатывающей отраслью. Это к вопросу о том, что на зерновом рынке у нас порой свои хозяйства вынуждены необоснованно конкурировать с зарубежными поставщиками. Президент в этом отношении твердо встал на позицию своего крестьянства. «Ничего не купите за границей, пока у своих не заберете продукцию», — предупредил он руководителей Правительства и местных органов власти, сопровождавших его в поездке, отправляясь в соседнее хозяйство «Наша нива».

К нашей журналистской группе подошел человек, представился — главный агроном «Нашей нивы» Сергей Ясюченя. Вот так удача! Он не отказал нам в познавательной экскурсии по полю. «Колос, конечно, влажный, по земле стелется, — говорит агроном, — но это дело поправимое».

Суммируем рассказ опытного и образованного в своей профессии человека — на таких сегодня и держится сельское хозяйство.

Агроном Ясюченя сказал так: там, где стихию встретили хладнокровно и организованно, — там урожай, без сомнения, будет спасен. Проще всего, конечно, сложить лапки и ждать у моря погоды. Нет, надо без суеты, спокойно бороться за хлеб. Главное, по мнению агронома, резко «приспособиться» к новой обстановке и поменять тактику уборки. К примеру, перейти на раздельную уборку, установить на комбайны стеблеподъемники, другие приспособления, позволяющие эффективно убирать полеглые хлеба. Шапкозакидательствовать не следует, но впадать в отчаяние тем более нет причин. Сегодня в большинстве хозяйств имеются такие комбайны и приспособления, что проблема полеглости, как это было несколько лет назад, не является неразрешимой. Каждый механизатор, естественно, должен знать свой маневр, понимать, что на мокром поле гнаться за скоростью, работать в одном режиме неправильно. К молотьбе нужно подходить очень избирательно. Кое–где, конечно, придется поработать и руками, но в любом случае существенных потерь можно избежать. Да, сегодня некоторые поля, особенно низинные, представляют невеселую картину. Но положение совсем не катастрофическое, хороший хлеб вполне возможно собирать и здесь. Просто на передний план должны выйти исконные крестьянские качества: забота о каждом колоске, неутомимость и самоотверженность. А современная техника, при ее правильной эксплуатации и хорошей тактике уборки (что, конечно же, зависит от разворотливости руководителей и специалистов хозяйств), позволяет в экстремальных условиях добиваться стабильных результатов. Опять же немало зависит от обеспечивающих служб: ремонтников, топливозаправщиков, водителей, ну и, конечно, в такие трудные деньки понятие «забота о механизаторах» должно быть максимально укрупнено. Предполагается, что комбайнеры поработают на пределе сил — значит, они имеют полное право рассчитывать на хорошее питание и иное проявление внимания. В том числе и со стороны профсоюзных организаций. Должны активизироваться и на сушилках — зерно переувлажненное, нуждается в создании особых условий. Но и здесь для специалистов нет белых пятен — были бы старание и профессионализм. Так что глаза, как говорится, боятся, а руки делают.

Уверены, что вот эту мини–программу уборки в новых условиях, которую изложил нам, журналистам, агроном Сергей Ясюченя, поддержит любой грамотный и ответственный специалист, в том числе министр сельхозпрода и сам Президент...

Хозяйство «Наша нива», самое крупное в Слуцком районе, собрало уже почти половину своего зерна и если бы не ненастье, то, видимо, вышло бы уже на финишную прямую. То, что катастрофы все–таки не произошло, Сергей доказывает цифрами. Пока конкретно на том поле, которое мы осматриваем, урожайность — 55 — 60 центнеров с гектара. Это даже выше, чем в рекордном прошлом году. Он не хочет делать прогнозы и плюет через левое плечо: «Главное — побороться за урожай».

Все необходимое здесь для этого есть. Самый старый комбайн произведен в середине 90–х, а есть и совсем новенькие. К блестящему красному «Полесью» то и дело подъезжают за следующей порцией зерна МАЗы и ЗИЛы и везут его на зерносушилку. Дождь подмочил хлеб, и теперь без предварительной просушки продолжать свой путь на стол он уже не может.

Зерносушилку «Нашей нивы» можно узнать издалека — в небо взметается новенький амкодоровский агрегат, на фоне которого старая сушилка кажется русской печкой. Машина бесперебойно пыхтит, «переваривая» зерно, и обдает нас облаком плевел. Топят ее наваленными здесь же дровами, которые мы вначале приняли за следы урагана. В свое время Президент указал направление для экономии энергоресурсов — переходить, где это возможно, на местные виды топлива. «Наша нива» своим примером доказывает успех такой стратегии. Председатель СПК Сергей Пенязь рассказал Александру Лукашенко, что эксплуатация сушилки обходится «почти даром». Если использовать дизельное топливо, то сутки работы обходились бы в 2 миллиона рублей, топка дровами стоит около 25 тысяч. Как вы понимаете, и лес, который ураган повалил, в хозяйстве пригодится...

С техникой вроде бы все в порядке. В стране, и вчерашняя поездка это доказала, создан работоспособный парк. «Главное — это люди», — заметил Александр Лукашенко. Земля не родит только у нерадивого хозяина. Пример «Нашей нивы» — яркая иллюстрация этой истины. Три года назад, до прихода нынешнего председателя, здесь собирали 18 центнеров с гектара, год назад — уже 43, а в этом году планируют поднять показатели и до 50 — 55... Председатель, в отличие от своего агронома, побоявшегося делать прогнозы, о такой перспективе говорит твердо. За что, наверное, Александр Лукашенко и подарил Сергею Пенязю половину поднесенного ему каравая.

Кортеж Президента уже умчался, когда председатель раскрыл секрет своей уверенности: «А как иначе, когда нам уделяется столько внимания?..»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter