Европарламент принял резолюцию по санкциям против Польши

Направо и налево

Любопытный поворот. Европейский парламент рекомендовал начать процедуру, которая может лишить Варшаву права голоса в Совете ЕС. Евродепутаты считают, что нынешняя ситуация в Польше представляет явный риск серьезного нарушения европейских ценностей. Можно не сомневаться, что гордые поляки найдут чем ответить, и вот как раз этот спор призывает к размышлениям. Ведь ведется он в Европе не первый год и начинался с более широких подступов восточнее Варшавы... А сегодня бумеранг вернулся в центр ЕС.

Европарламент принял резолюцию, которая предусматривает запуск механизма введения санкций против Польши. До сих пор ЕП применял соответствующее положение договора о ЕС только к Венгрии, однако тогда оно было приостановлено. Да и в отношении Польши, как казалось до вчерашнего дня, ничего серьезного не будет предпринято. Все–таки уважаемая страна, со своими давними демократическими традициями, в последнее время играющая роль лидера всего восточноевропейского (или центральноевропейского, как говорят сами поляки) блока.

Поводом стала судебная реформа, которую осуществляет правительство Польши. Евродепутаты считают, что новые законы не будут гарантировать независимость судов. Также в ЕС ранее выражали недовольство по поводу нового законопроекта по СМИ — в соответствии с одной из его статей общественно–правовые СМИ в стране должны быть национализированы. Будучи недавно в эпицентре дискуссий по этому поводу, я услышала от польских и европейских коллег мнение, что если польское правительство ограничится только судебной реформой и не будет трогать СМИ, то процесс против нее потихоньку спустят на тормозах.

Не спустили. Катализатором стал небывалый размах Дня независимости под националистическими и патриотическими лозунгами. По большому счету, в этих лозунгах нет ничего такого, чего бы евродепутаты не слышали от своих коллег по европарламенту Марин Ле Пен или Найджела Фараджа. Но именно Польша продемонстрировала Брюсселю, что его политика идет вразрез с национальными ценностями поляков и общественно–политические настроения здесь кардинально отличаются.

Европейские так называемые радикал–либералы ответили на это также небывалым шквалом критики. Евродепутаты осудили «ксенофобский и расистский марш» ультраправых, а либеральные СМИ сравнили лозунги, под которыми вышли поляки на День независимости, с фашистскими. После этого и началось давление на Польшу для того, чтобы она, образно говоря, не отходила от «линии партии». В Страсбурге вполне откровенно дали понять, что подобный отход будет наказан. И это тем более удивительно, что именно Европарламент является кузницей всяческих свобод, в том числе и свободы собраний, и свободы мнений... Получается, как бы ни декларировалось уважение к чужому мнению, но свое — дороже.

Вторая причина усиливающегося давления на Польшу лежит в изменении баланса сил в ЕС. Канцлер Меркель, укрепив свои позиции после выборов, занята наведением европейского порядка. Польша своей фрондой, и далеко не первой, демонстративно бросает ей вызов. В ответ, как уже стало ясно после резолюции Европарламента, ее будут методично и целенаправленно учить порядку.

Момент интересный с двух сторон. Во–первых, правые идеи довольно популярны по всему Евросоюзу. Несмотря на то что правые не победили ни в Австрии, ни в Нидерландах, однако правящие партии перехватили их лозунги и действуют почти так же, как правящая партия в Варшаве. Даже Макрон и Меркель прислушиваются к этим веяниям и вставляют их в свои программы. Я уж не говорю про восточноевропейские государства ЕС, общественные настроения в которых достаточно консервативны. Выступить против Брюсселя политически они не посмеют, но вступать в альянсы с Польшей по отдельным вопросам, затрагивающим и их интересы, — вполне.

Так что говорить об уязвимости Польши перед санкциями ЕС можно. Но также очевидна и уязвимость ЕС. Брексит, показавший, что европейский проект может развалиться. Каталония. Та же демонстративная фронда восточноевропейских стран по отношению к ЕС. Так что Брюссель и Страсбург будут давить на Польшу очень осторожно. Это как езда по скользкой дороге, когда давить на педаль нужно на грани блокировки собственного усилия...

Скорее всего, Варшава станет говорить — и уже говорит — об уважении суверенитета, о многообразии мнений и воззрений, которые не нужно подгребать под одну гребенку. Это то, что мы говорили в Минске намного раньше. Практика доказала, что можно быть европейцем по–разному, исходя из своеобразия наших ментальных и национальных ценностей. Теперь подобные дискуссии проходят и внутри ЕС. Главное в них — не потерять то, что нас объединяет.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter