Кобринский звонарь Павел Красиков — о смысле жизни и вере в Бога

Наполняя душу благодатью

Шестой год кадровый военный в отставке Павел Красиков, три десятка лет посвятивший Вооруженным Силам, несет послушание звонаря Свято-Христорождественского храма в Кобрине. В свои 65 он решил выучиться колокольному звону и… отправился в школу.

Колоколов семь. Каждый весом от 15 до 300 килограммов.

Долгий путь к храму

Родился Павел Иванович в Кемеровской области России в семье белорусов. В Великую Отечественную отец Иван Владимирович воевал летчиком, затем сражался в Маньчжурии, где и был тяжело ранен. Застрявший в теле осколок пожить не дал. Мама с трехлетним малышом вернулась домой в Полоцк.

Папу он не помнил, но когда подрос, однозначно решил стать военным. Служил в Венгрии, Германии, Монголии, на Камчатке, Алтае. В запас уволился в чине подполковника. Тогда, в 1995-м, семья и решила переехать из Барнаула на родину жены в деревню Борисово, что под Кобрином. Сельские специальности военному человеку пришлось осваивать с нуля.

— У меня никогда не было лошади. Так что пахать обучали местные парни. Поскольку желание имел большое, то все получалось, — рассказывает наш герой. — А в храм привел сын Семен. Еще школьником он пошел в пономари Свято-Никольской церкви Кобрина, к вере всех троих детей приобщила мама. Однажды он сказал: папа, пойдем со мной. Нехотя пошел посмотреть, чем там мой малец занимается. Со временем начал петь в церковном хоре, читать псалмы… В свое время был пионером, комсомольцем, членом партии. По сути, атеистом. В армии все просто и понятно, служба затягивает, философских вопросов себе не задаешь, а здесь я стал задумываться, для чего, в сущности, живу. И в итоге пришел к служению Богу.

Взглянуть на мир и себя в нем по-иному заставила десятидневная паломническая поездка в Крыпецкий монастырь под Псковом в 2000 году. Ехать он, собственно, не собирался: в деревне работы полно, самый сенокос. И все-таки родным удалось уговорить. У женщин там послушанием был уход за грядками, Павел Иванович колол дрова, много времени проводил в беседах с монахами. И однажды во время службы почувствовал, как поднимается душа, легко становится. Одно время даже хотел в обители остаться: никто из монахов не умел управлять лошадью, которая была на монастырском подворье, а у него запросто получалось и возить, и пахать. Настоятель уже согласился, но Красиков понял: душой не готов еще, тем более дома ждала семья.

— Видимо, то паломничество стало отправной точкой. К вере я шел тяжело. Но ведь человек, если очень хочет чего-то достичь, себя заставит. Стал ходить в храм чаще. Постепенно начал читать молитвы, вникать в суть, изучать старославянский язык. И здесь помогал Семен: все псалмы он знал наизусть, подсказывал, как произносить слова, где ударение ставить.

Колокольный звон как молитва.

Как-то меня пригласил настоятель строящегося на то время Свято-Христорождественского храма отец Николай. Думаю, нашкодил мой Семен, он тогда и здесь пономарем прислуживал. А батюшка вдруг предложил мне быть старостой прихода — первым его помощником. И по долгу службы я больше стал общаться со священниками, прихожанами.

На месте теперешней красавицы церкви, которая выросла в новом микрорайоне Кобрина, тогда стояла палатка, рядом шло строительство. За него-то главным образом и отвечал староста. Почти десять лет, пока продолжалось возведение храма, сам ездил на грузовике за стройматериалами.

Учиться никогда не поздно

Во временном храме проходили богослужения, уже готовились занять свое место на деревянной звоннице колокола, отлитые на пожертвования прихожан в Воронеже. А звонаря не было. И староста загорелся желанием выучиться сам. Поскольку строительство надолго оставить было нельзя, директор школы звонарей Белорусской православной церкви Богдан Березкин пошел навстречу новому студенту, позволив ему учиться наездами. В специальном классе Павел Иванович занимался с утра до вечера с коротким перерывом на чай. Музыкального образования он не имел, зато обладал прекрасным слухом и даже был запевалой в армии.

— Богдан Владимирович дал мне тон на колоколе. Я сразу ответил. Так и пошло: с утра — задание, по итогам — проверка. Начиная с двух колоколов, постигал на практике канонические звоны православной церкви: благовест, перезвон, перебор, трезвон. Освоил все десять инструментов. Очень хотел стать звонарем. И это было не просто желание — стремление. Поэтому ежедневные занятия по 13 часов не тяготили.

Небольшая металлическая звонница, увенчанная позолоченным крестом, взамен деревянной у Свято-Христорождественского храма в Кобрине была возведена пять лет назад. Сюда и перенесли колокола.

Поднимаемся к ним по крутым деревянным ступенькам. И вот уже можно прикоснуться к каждому. Их семь, каждый весом от 15 до 300 килограммов.

Все колокола делятся на три группы, вводит в курс звонарь. Малые называются зазвонными — они заводят основной ритм, средние, подзвонные, дают аккордовое звучание, а самый большой — благовест. Благовестить начинают минут за 20 до богослужения. Далее в зависимости от значимости службы полагается определенное время звона во все колокола (трезвона). Как правило, его продолжительность — от пяти до десяти минут.

Вот язык, который иногда называют сердцем колокола, а это уши, без них невозможно его подвесить, поясняет собеседник. Перед тем как играть, инструмент нужно разогреть — первые удары языком должны быть мягкими. Многие ошибочно думают: чем сильнее ударишь, тем громче будет звук. Но на самом деле соприкосновение должно быть минимальным, иначе колокол может разбиться.

— Когда я поднимаюсь на колокольню, — тут наш гид умолкает и начинает часто моргать, пытаясь прогнать набежавшую слезу тихого восторга, — чувствую необычайное воодушевление. Здесь, в паре-тройке метров от земли, не поверите, даже воздух другой… Порядок работы звонаря таков: читаю молитву «Достойно есть» и начинаю звон с большого колокола. Иисус Христос прожил 33 года — значит, звоню 33 раза. Первые три удара — с таким интервалом, чтобы прочитать молитву «Отче наш», дальше промежутки покороче. Этот звон и называется благовестом. Им верующие призываются на богослужение. Назван так потому, что и сам призыв в церковь — это добрая, радостная весть. Потом подключаются все остальные колокола — надзвонные, помощники, так сказать. Когда начинаешь звонить, все мысли и чувства отдаешь этому, каким бы ни было настроение с утра. Стараешься всего себя, всю душу вложить. Ведь без веры и сердца ничего не получится, звон будет не тот. Колокольный звон как молитва. Стараюсь звонить достойно, чтобы люди, услышав его, ощутили благодать.


Лечебная благодать

Звонарь берет в руки веревки, и пространство заполняется переливами колокольной трели, звуки всех инструментов складываются в стройный хор. Ощущения и правда непередаваемые. Павел Иванович ловко меняет голоса, украшает мелодию высокими нотками маленьких колоколов и, дойдя до кульминации, замирает. Отголоски колокольного ритма «люби Бога, люби брата» еще долго звучат над городскими многоэтажками.

Собеседник рассказывает, что многие подходят поближе к звоннице, чтобы не только колокола послушать, но и подзарядиться энергией. Он уверен: колокольный звон обладает лечебными свойствами, и признается, что сам на здоровье совершенно не жалуется.

Есть, кстати, и научные исследования, которые доказывают, что рядом со звонящим колоколом болезнетворные бактерии погибают в течение пяти секунд. Ученые установили, что в каждом ударе, помимо слышимого нами чистого звука, есть еще ультразвук и инфразвук, благотворно воздействующие на организм. А некоторые психотерапевты даже взяли колокольный звон на вооружение в своей практике. Но сказать, что звонари вовсе не болеют, будет лукавством. Другое дело, что колокольный звон дарит человеку силы, которые способны поставить его на ноги, как бы плохо он себя ни чувствовал.

Созывает звонарь прихожан на все богослужения: в пятницу вечером, в выходные утром и вечером, а также накануне больших праздников и в дни их. Подрастает уже и смена: дело постигает девятиклассник Женька, который пономарничает в храме. Способный парнишка, отзывается о нем наставник: в воскресный день, когда не в школе, самостоятельно отзвонить может. Есть на примете еще один паренек. Приезжайте и вы, приглашает, научу.

Среди многих планов по обустройству территории Свято-Христорождественской церкви — возведение церковно-приходского дома и каменной брамы-звонницы. Колокола поднимут на 20-метровую высоту. И тогда их музыка охватит своей благодатью еще более широкие просторы, возвышая душу и укрепляя тело.

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter