Наполеон и Жозефина. Легенда о будуаре. Это был роман века — XVIII века

Она, избалованная дочь рабовладельца, выросшая на карибской плантации и евшая так много сахара, что ее зубы стали серо-черными. Он, военный выскочка небольшого роста с поразительной способностью к грубости, которую превосходит только его непоколебимое высокомерие. Их отношения были настолько бурными, драматичными и откровенно сексуальными, что они в равной степени потрясли и встревожили французское высшее общество, а подвиги пары — в будуаре и на поле боя — стали легендами.

Только что на экраны вышел эпический биографический фильм Ридли Скотта, повествующий о жизни Наполеона (Хоакин Феникс) и его браке с Жозефиной (Ванесса Кирби). Режиссер картины, чьи работы в том числе «Гладиатор» и «Чужой», отмечает, что о жизни Наполеона было опубликовано 10 400 книг: «по одной каждую неделю с момента его смерти». Но гораздо меньше было написано о единственной женщине, которую он когда-либо по-настоящему любил...

Ее звали Йейетт

Ее полное имя было Мари-Жозефа-Роз Таше де ла Пажери. Но ее помнят просто как Жозефину, жену Наполеона Бонапарта и императрицу Франции. 

Жозефина, известная в семье как Йейетт, родилась на крошечном карибском острове Мартиника в 1763 году. Ее некогда процветающая семья находилась в упадке, она жила в полуразрушенном особняке, откуда отец Жозефины, пьяница-игрок Гаспар, мог видеть, как его 300 рабов — мужчин, женщин и детей — трудятся на плантациях сахарного тростника под присмотром жестоких надзирателей.

В 16 лет Йейетт вышла замуж за богатого виконта Александра де Богарне, который был на три года старше ее, хотя ни с одной стороны не было никаких намеков на привязанность или влечение. Неудивительно, что после переезда во Францию и рождения двоих детей пара рассталась, Йейетт было всего 22 года. Однако пройдет еще десять лет, прежде чем начнется ее исторический матч с Наполеоном.

Императрица Жозефина. Около 1812 г.

В 1794 году ставший к тому моменту генералом Александр де Богарне был назначен командующим Рейнской армией Французской республики, но после принятия якобинским Конвентом закона о недопущении дворян к службе в революционной армии вышел в отставку.  

По ложному обвинению в бездеятельности при обороне Майнца он был арестован как враг народа и гильотинирован 23 июня 1794 года — в день рождения Жозефины. Смертельная опасность нависла над всеми его родственниками. Жозефина также была арестована и приговорена к казни. 

Однако после переворота 9 термидора и последовавшей за ним казни Робеспьера смертный приговор был отменен, а сама Жозефина вскоре освобождена.
Впрочем, заточение все равно сильно отразилось на ней: ее юношеская красота была испорчена, зубы еще больше повреждены, и она не могла больше рожать детей. Однако страдания во время революционного террора принесли ей определенный социальный статус. По мнению одного наблюдателя, это было «высшим проявлением хороших манер — быть заключенным в тюрьму».
Сегодня многие пишут, что конец Великой французской революции ознаменовался расцветом дикой распущенности среди парижской элиты. Женщин было намного больше, чем мужчин, и Йейетт, образно говоря, за одну ночь превратилась из изгоя в светскую львицу. Ее быстро подхватил Поль Баррас, один из лидеров термидорианского переворота, который стал снимать для нее уютный особняк на улице Шантерэн. Хотя они были любовниками, это были чрезвычайно прагматичные отношения. Оба знали, что политические ветры могут снова быстро измениться, и Баррас готовил к власти протеже, молодого человека, который мог бы стать его защитником.

«Я проснулся полным тебя»

Его звали Наполеон Бонапарт. Наполеон делал впечатляющие успехи в карьере. Двумя годами ранее он командовал артиллерийским отрядом, который вытеснил британскую армию из Тулона. Баррас представил этого амбициозного солдата своей возлюбленной на вечеринке, призывая ее очаровать молодого человека.
Наполеон в 1792 году.

Наивный и неопытный в общении с противоположным полом, Наполеон ни на секунду не предполагал, что эта невероятно гламурная женщина, на шесть лет старше его, ведет игру. Она заявила, что восхищается им, и он безоговорочно поверил этому.

Никогда еще он не встречал такую женщину, как она: большинство его предыдущих встреч представляли собой неуклюжую возню в ночлежках.

Вскоре после встречи с Жозефиной 26‑летний Наполеон безнадежно влюбился в вдову с двумя детьми. Так начался вулканический роман, который погнал Наполеона по Европе, поверг его в приступы необузданной ярости и вовлек в брак неутолимой похоти, пока политические реалии не взяли верх.

Когда они впервые занялись любовью в 1795 году, он написал ей, датируя записку «семью утра» и сообщая: «Я проснулся полным тебя. Воспоминание о вчерашнем пьянящем вечере не давало покоя моим чувствам. Милая и несравненная Жозефина... Я вытягиваю из твоих губ и сердца пламя, которое обжигает меня. Через три часа я увижу тебя. А пока, mio dolce amore (моя сладкая любовь), тысячи поцелуев, но не целуй меня, потому что твои поцелуи воспламеняют мою душу».

Они занимались любовью, ссорились и спорили, а потом снова занимались любовью. Наполеон переименовал ее в Жозефину — сокращение ее полного имени Мари-Жозеф-Роза — и написал ей:  
«В чем твоя странная сила, несравненная Жозефина? Я целую тебя трижды: один в сердце, один в губы, один в глаза».
Он также был очарован сексуальной техникой, которую использовала Жозефина, которую он назвал «зигзагами», хотя что именно это представляло собой, неясно.

Они поженились на скромной церемонии за два дня до того, как Наполеон отправился завоевывать Италию в марте 1796 года.
Вдали от нее он постоянно писал яркие любовные письма, которые были такими мучительно горячими, что буквально тлели: «Я ложусь спать с сердцем, полным твоего очаровательного образа. Я был бы так счастлив, если бы смог помочь тебе раздеться, маленькое плечо, маленькая белая грудь, гибкая, очень твердая... Маленький черный лес. Поцелуи повсюду!»

«Маленький черный лес», безусловно, является эвфемизмом, как и привычка Наполеона называть ее гениталии причудливым именем «барон де Кепен».

Существует предположение, что Наполеон предпочитал, чтобы его жена была «немытой», прежде чем заняться любовью. Хотя об этом широко сообщалось, вероятно, это оскорбление, придуманное врагами Бонапарта в качестве пропаганды. Если это было правдой, то, скорее всего, он хотел бы убедиться, что у нее нет романов за его спиной.
Очарование любовной жизнью Наполеона настолько велико, что рассказывают, будто врач, проводивший вскрытие, удалил его пенис и продал его священнику, проводившему последние обряды. 
Позже он, по-видимому, был продан американскому коллекционеру, хотя происхождение так и не было подтверждено. Сморщенную реликвию теперь можно найти в доме жительницы Нью-Джерси Эван Латтимер, чей отец-уролог, эклектичный коллекционер, купил ее в 1977 году.

Ипполит

Жозефина присылала краткие ответы на его письма, что приводило его в бешенство. Завела она и любовника, 23‑летнего гусарского поручика по имени Ипполит Шарль — необычайно красивого, с точеным лицом, прекрасными голубыми глазами и темными волосами. «Я думаю, что нет никого в мире, кто завязывал бы свой галстук с таким апломбом», — написала она.

Наполеон и Жозефина. Портрет Х. Пилларда.

После нескольких месяцев уклонений она согласилась присоединиться к своему мужу в кампании в Италии в июне 1796 года. Она взяла с собой Ипполита в качестве своего телохранителя — предлог, который не обманул никого, кроме Наполеона. Лишь два года спустя, когда Наполеон вторгся в Египет, его генералам удалось убедить его в неверности Жозефины. В ярости он пригрозил развестись с ней. Она просила прощения, и он выплатил даже ее неимоверные долги, но баланс сил в их браке изменился навсегда.

Теперь Наполеон заводил любовниц, а Жозефину принуждали к преданному послушанию, что вполне могло иметь для него свою эротическую ценность. У него были десятки женщин — актрисы, придворные, фрейлины, танцовщицы и модницы. Он требовал, чтобы они не пользовались духами и ждали его раздетыми, чтобы дело можно было быстрее решить. Он также имел тенденцию терять интерес, как только побеждал их.

В конечном итоге неспособность Жозефины родить детей положила конец их браку. Отчаянно нуждаясь в наследнике и уязвленный насмешками собственной семьи (которая никогда не любила Жозефину), он зачал сына от молодой замужней польки Марии Валевской.

Это подстегнуло его, и после того как договорился об аннулировании своего брака с Жозефиной, Наполеон организовал еще одну помолвку. На сей раз с 18‑летней эрцгерцогиней Марией-Луизой Австрийской.  
«Я женюсь на утробе», — сказал он грустно.

На церемонии развода Наполеон дрожал как мальчишка

И все же… Мысль о разлуке с Жозефиной сделала его физически больным.  
На церемонии развода, состоявшейся в суде в декабре 1809 года, он так неудержимо дрожал, что его министры опасались, что он может упасть в обморок.  
Жозефина прибыла в простом белом платье, кланяясь каждому придворному, выражавшему соболезнования. «Я сомневаюсь, — сказал один, — что какая-либо женщина могла бы действовать с такой совершенной грацией и тактом». Наполеон объявил о разводе: «Один Бог знает, чего эта решимость стоила моему сердцу. Но нет никакой жертвы, кроме моего мужества, если это в интересах Франции. Я могу выразить только благодарность за преданность и нежность моей любимой жены». Потом он заплакал. «Император всегда будет моей самой дорогой любовью, — ответила она. — Я знаю, насколько этот поступок, которого требовали политика и более широкие интересы, разбил его сердце».

В ночь после церемонии развода она пришла к нему в спальню и отчаянно пыталась его соблазнить. Вместо этого он держал ее на отдалении и плакал. Разговоры об этом печальном расставании и о том, как Наполеон отказался от последнего предложения своей бывшей жены, стали частью легенды, которая окружает их имена уже третий век.

Жозефина была названа герцогиней Наваррской, ей разрешили сохранить свой любимый замок за пределами Парижа, и она осталась в хороших отношениях со своим бывшим мужем.
Когда Наполеон, находившийся в изгнании на средиземноморском острове Эльба, узнал о смерти Жозефины от пневмонии в 1814 году, он на два дня заперся в своей комнате и отказался кого-либо видеть. 
Развод Наполеона и Жозефины, 15 декабря 1809 г.

Позже он скорбно сказал другу: «Я искренне любил свою Жозефину, но не уважал ее».

Наполеон умер, вероятно, от рака желудка, 5 мая 1821 года, находясь в изгнании на острове Святой Елены, у побережья Африки. Его последними словами были: «La France, l’armée, tête d’armée, Joséphine» («Франция, армия, глава армии, Жозефина»). Достойное посвящение великой роковой женщине и единственной женщине, которую когда-либо по-настоящему любил самый властолюбивый мужчина в Европе.

Родословные ветви

Брак с Александром Богарне (на снимке) оказался неудачным для Жозефины, однако он принес ей двух горячо любимых детей: сына, Эжена (Евгения) де Богарне, впоследствии вице-короля Италии и герцога Лейхтенбергского, и дочь, Ортанс (Гортензию) де Богарне, впоследствии жену голландского короля Людовика Бонапарта и мать Наполеона III. Сын Гортензии Шарль Луи Наполеон позже стал императором Франции под именем Наполеона III. Сын Евгения Богарне и Августы Амалии Баварской Максимилиан Лейхтенбергский, вступив в брак с дочерью Николая I Марией Николаевной, стал основателем российской ветви семьи Богарне, в то время как их дочь Жозефина вышла замуж за короля Швеции Оскара I. Через нее с Жозефиной прямым родством связаны главы ныне царствующих королевских домов Бельгии, Дании, Люксембурга, Норвегии и Швеции. Другая дочь Евгения де Богарне Амелия Лейхтенбергская стала второй женой императора Бразилии Педру I и императрицей Бразилии.

Это Березина, детка

Великая армия Наполеона перестала существовать под Борисовом


С 14 (26) по 17 (29) ноября 1812 года проходила битва, которая вошла в мировую историю как сражение на реке Березине. Ее главное сражение произошло вблизи Борисова. Эта битва не только вошла в историю, но и обогатила язык, причем не русский: выражение C’est la Berezina («Это Березина») знает сейчас каждый француз, даже тот, кто на самом деле мало понимает в истории. Оно обозначает полный крах и катастрофу.

Напоминание о розах

Пока Наполеон занимался войнами, она занималась цветами


Жозефиной ее звал Наполеон, родители — Розой. Первое, что она завела в своем замке, — это обширный розарий. Его разбили английские садовники, и, надо сказать, даже в худшие моменты англо-французских отношений, во времена континентальной блокады, корабли, везущие розы, могли заходить во французские гавани со своим драгоценным товаром. Лучшим подарком ей были саженцы цветов.

Елизавета КУЛИКОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter