Информационная война в медицине: откуда растут ноги "сенсаций"

Напиток с финансовым привкусом

Не смотрю медицинские программы: берегу собственное время и, главное, нервы. Нет, ни в коей мере не хочу обвинить врачей-ведущих и экспертов в некомпетентности, а своих коллег в тотальной подтасовке фактов. Но производство сенсаций — исторических, экономических, в области техники — освоено в промышленных объемах… Пожалуй, медицина одной из немногих держалась до последнего. Но и ее захлестнула информационная волна. В некоторых случаях инспирированная тем или иным коммерческим сектором. 

Человек боится смерти. Поэтому большинство, особенно войдя в солидный и платежеспособный возраст, начинает круто заботиться о здоровье. В том числе мучительно корректировать свой рацион. Но когда углубляешься в диетологию, искренне хочется застрелиться, чтобы не мучиться. В каждой брошюрке приводятся свои неоспоримые аргументы. Одни советуют подналечь на молочные продукты, другие обвиняют их в повышенном содержании холестерина, а он — смерть для сосудов. Отдельные авторы рекомендуют мясные продукты, зато масса литературы выступает за стопроцентное вегетарианство… И все это подается наукообразно и достаточно убедительно. Особенно для тех людей, чьи познания в медицине ограничены стандартными школьными курсами анатомии и органической химии. 

Увы, крупные фирмы прибегают в сражениях за рынки сбыта ко всем доступным ухищрениям. Например, кто является главным спонсором антитабачных кампаний? Производители мясных продуктов и фармацевтические компании. Ибо «завязавший» курильщик испытывает сильный аппетит, часто готов тратить значительные средства на никотиновые пластыри и другие «примочки», позволяющие снизить муки преодоления зависимости. Виноделы постоянно доказывают вред «тяжелого» алкоголя, а владельцы брендов виски пытаются найти что-то полезное в своей продукции: не отстают от виноградарей и заказывают свои исследования. Каждый ищет свою правду, периодически попадая под огонь потенциальных конкурентов. 

Словом, медицинские рычаги используются часто и достаточно жестко. Иной раз даже очень сложно понять, откуда ноги растут. Впрочем, черный пиар тоже никто не отменял. Скажем, кому помешала жить газировка? Но сколько споров было и продолжается о ее вреде?! И противники этого напитка требуют вводить ограничительные меры. Периодически под раздачу попадают тонизирующие напитки. Почему? Это одна из самых быстрорастущих категорий в Европе. Кофе и чай долгое время считались фаворитами, которым для получения стандартной и безвредной дозы кофеина и конкурентов-то нет. Пока в 1980-х австриец Дитрих Матешиц не придумал энергетический напиток, содержащий кофеин, причем приблизительно в таких же дозах, что и чашка стандартного эспрессо. Почти за тридцать лет новинка разошлась по всему миру под различными торговыми марками и существенно потеснила позиции производителей ингредиентов для «горячих» кофейных напитков. Поэтому и страсти на европейском рынке до сих пор не утихают. Хотя вред кофе в ограниченных количествах никому доказать так и не удалось. 

Некоторые из дискуссий плавно перетекают и в Беларусь. В немалой степени из России, в которой из-за взаимных санкций модно обличать иностранные товары. Вот и у нас подумывают «зарезать» «энергетики», введя на них акциз. Возможно, и с кофе стоит поступить аналогичным образом? Он в стране не растет, а гипертоникам противопоказан в любых видах и формах. Впрочем, можно найти еще немало продуктов с небезупречной репутацией. Если съесть килограмм-другой шоколада, организм может не выдержать передозировки. Приблизительно 3—4 килограмма колбасы, съеденные за один присест, тоже грозят летальным исходом. Даже 10 литров ключевой воды при единоразовом употреблении приводят к токсикации организма, несовместимой с биологическим существованием. Но какой дурак выпьет одну за одной 70—80 чашек кофе или банок «энергетика», чтобы проверить организм на прочность?! Или ложками будет всыпать в рот поваренную соль?! 

Если дополнительным фискальным бременем облагают табак и алкоголь — это более-менее понятно. Это те товары, потребление которых стоит ограничивать ценовым давлением. Правда, даже по никотину и спиртному не все так однозначно. Сначала в некоторых европейских странах, потом в России перегнули палку, и люди массово перешли на контрафакт. Реже стали покупать сигареты и водку в магазинах, а курить и пить меньше не стали. Еще чуть-чуть, и Беларусь тоже рискует наступить на акцизные грабли. По крайней мере, вся статистика говорит не в пользу предложения повышения акцизных ставок. Вводить же его на категории товаров, которые потенциально, при каких-то условиях вредны для здоровья?! Если они несут угрозу жизни, их надо просто запрещать, руководствуясь медицинскими исследованиями, проведенными по прописанным в законах стандартам. Если же руководствоваться отдельными мнениями и прецедентами, то всю пищевую отрасль под акциз можно подвести. Те же соки достаточно агрессивно действуют на пищеварительный тракт, передозировка — верный путь к гастриту. Особенно аккуратно к фрешу надо относиться. Медики эту позицию озвучивали неоднократно и многогранно. Чем не повод для входа в «клуб» подакцизных товаров?! Если коротко и в целом, то медицина должна заниматься своим делом — следить за безопасностью продуктов. Финансисты — ломать голову, как наполнить бюджет. И не искать товары-«отщепенцы». Иначе пищевиков вообще можно запугать. 

Правда, в последней версии проекта изменений в Налоговый кодекс, выставленной на обсуждение, тонизирующие напитки исчезли из акцизного списка. Но осадок и настороженность на рынке остались.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter